Как связаны друг с другом воля к власти и либидо как основные движущие человеком силы и насколько эти идеи актуальны сегодня?
Понятия и «воли к власти», и «либидо» всё ещё весьма актуальны. В принципе, человек мало изменился в своих фундаментальных влечениях с тех пор, как были выдвинуты эти идеи.
Чтобы вкратце ответить на данный вопрос, имеет смысл процитировать выдержки из эссе, которое написал Зат Рана как раз по этой теме (перевод мой, — Е.П.):
В психотерапии доминируют три школы мысли:
• воля к удовольствию, вдохновлённая идеями Зигмунда Фрейда; • воля к смыслу, основывающаяся на работе Виктора Франкла; • воля к власти, развивавшаяся Альфредом Адлером, но первоначально сформулированная Ницше. <…>
Воля к власти [силе, или могуществу — will to power] занимала центральное место в работе Ницше и эволюционировала с течением времени. Есть довольно ещё и много разногласий, что же он имел в виду. Некоторые исследователи утверждают, что это была метафизическая позиция (о природе реальности); другие — что это была эпистемологическая позиция (относящаяся к познанию), но наиболее распространённой интерпретацией является психологическая.
С позиции Ницше, власть [сила, могущество — power] — понятие, которое можно понимать весьма широко; оно включает в себя чувство мастерства во взаимодействии с собой (mastery over oneself) и окружением. Ницше верил, что именно это управляет нашим поведением. С его перспективы, жизнь, преисполненная смысла, проживается тогда, когда ваши действия и намерения сонастроены с этой волей к власти [или силе].
Итак, фрейдовское понятие либидо как эротического влечения можно интерпретировать как волю к удовольствию («хочу»). Оно связано, в основном, с флюктуациями сексуальной энергии-чувства, которую Фрейд, как принято считать, возводил в абсолют.
Ницшеанско-адлеровскую волю к власти можно интерпретировать как влечение к «могу-ществу» (от слова «могу», «мочь») и чувству своей состоятельности, полноценности, силы. Колин Уилсон, британский философ-экзистенциалист, называет состояние наполненности, которое возникает при реализации этого влечения, «сознанием силы».
Франкловскую волю к смыслу можно отнести уже к интеллектуально-разумному началу, способности видеть и чувствовать смысл жизни и активно участвовать в его создании. По мнению Уилсона, чувство смысла и сознание силы взаимосвязаны: с сознанием силы человек чувствует интенсивность смыслов, а при переживании пикового опыта Смысла человек чувствует определённую силу.
С точки зрения индийской йогической психологии и современных биоэнергетических моделей, заимствующих у неё, можно предположить, что фрейдовское либидо относится к праническим процессам, энергии ци и особенно эмоционально-сексуальному центру («вторая чакра» ниже пупка); адлеровская воля к власти — к центру силы, социальной реализации, проставлению межличностных границ («третья чакра» живота); франкловская воля к смыслу, быть может, относится к центрам рационального самовыражения и особенно инсайта-постижения («пятая чакра» горла и особенно «шестая чакра», соответствующая переживанию ясности в голове и лбу).
Текст написан в ответ на вопрос, заданный в сервисе «Яндекс.Кью» в рамках «Недели психологии».
Comments