top of page

«Ценность как таковая» и её отличие от «ценных» объектов в алмазном подходе

Фото автора: А. Х. АлмаасА. Х. Алмаас

Обновлено: 23 окт. 2020 г.

Давайте поговорим о том, что мы обычно подразумеваем под словом «ценность». Для большинства людей ценность — это ценность суперэго. То, что суперэго одобряет, вы принимаете за ценность. И вы не считаете ценностью то, чего суперэго не одобряет. Таким образом, ценность обычно зависит от нашего бессознательного, нашей обусловленности и наших убеждений. То, чему мы придаём ценность в начале Работы, зависит от наших бессознательных мотиваций. Один из вас сказал, что вещи, которые были важны для вас раньше, не кажутся настолько важными сейчас, поэтому вещи, которые вы цените, изменились.


Раньше вы могли ценить что-то из-за определённого бессознательного недостатка — дефицита, который вы чувствуете. Если бы вы не чувствовали себя красивыми, например, вы могли бы высоко оценить возможность обрести бо́льшую красоту. Я не говорю, что красота не ценна, но в данном случае её ценность исходит из чувства нехватки, дефицитарности. Вот как мы обычно относимся к ценности.


Или, возможно, мы ценим то, что приносило нам удовольствие в детстве. С этой точки зрения, то, что определяет наибольшую ценность, это поиск удовольствий и избегание боли. Всё, что поможет вам избежать боли, воспринимается как ценное. Это означает, что все ваши защитные механизмы и формы сопротивления воспринимаются очень ценными. В начале Работы вы очень сильно боролись за то, чтобы сохранить их. Вы потратили годы, выстраивая все свои разнообразные представления о том, как вы должны себя чувствовать, кем вы должны быть и каким должен быть мир. Эти давние мечты основаны по большей части на опыте нехватки, пережитом в детстве. По мере того, как вы понимаете себя всё больше через Работу и прозреваете, что по-настоящему имеет для вас ценность, эти желания и ожидания изменяются. <…>


Мы пытаемся отличить ценность от объектов ценности и мотивации ценности. Мы хотим перейти к источнику ценности. Если мы увидим его, возможно, у нас будет больше свободы в отношении того, что мы ценим. Мы хотим понять, что же это такое внутри нас, что придаёт ценность чему-либо.


С: Когда я ценю что-то и очень заинтересован в этом, это приносит мне определённого рода энергию.


А.Х.: Что представляет собою эта энергия? Это правда, что объект, который вы цените, приносит определённую энергию, которая вам нравится. Но мы видим, что объект выбирается вами, а не наоборот. Это мера свободы, которую мы имеем и которую обычно не видим. Мы думаем: «Если я получу это, то буду счастлив». Мы не видим, что сделали выбор — начать ценить эту определённую вещь. То, что мы хотим сделать здесь, — это научиться быть свободными от объектов ценности, чтобы узнать, что такое сама ценность как таковая, дабы мы могли придавать ценность вещам в соответствии с тем, что лучше для нас, а не в соответствии с нашей бессознательной обусловленностью.


А. Х. Алмаас, «Элементы настоящего в человеке» (пер. с англ.: А. Макаров под ред. Е. Пустошкина и А. Нариньяни; новое русское издание в процессе подготовки)



148 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page