Я уже описывал, что Трамп для значимой части населения западных стран (не только США, но вообще целого ряда стран, которые традиционно называются западными) стал ширмой, для навешивания проекций — то есть для проецирования их собственной тени, или глубинного подсознательного и бессознательного материала, включая архаическое и архетипическое бессознательное.
Произошло это «опроечивание Трампа» не случайно, не стихийно, а через откровенное нагнетание руками политтехнологов, которые последние сто лет обращаются к достижениям глубинной психологии и используют знания дисциплин, понимающих психодинамические процессы индивидуума и масс (см. док. фильм «Век самости» об использовании глубинно-психодинамических подходов в PR).
Именно поэтому из уст западных политиков (чьи речи пишутся всё теми же политтехнологами) и западных СМИ (подневольность которых была явна показана за эту предвыборную кампанию — для тех, кто всё ещё был «в танке» и сомневался) обычно и идёт не системный обзор параметров и факторов «метакризиса», а персонификация зла в каком-то отдельном человеке. Как будто он существует в вакууме и является причиной всех зол.
Выбирается фамилия — и благодаря контролю над политиками и СМИ в единой линии партии всем выдаётся раздатка из ключевых нарративных буллетпоинтов. Осуществляется попытка сформировать фантасмогорическую карикатурную «тульпу» у масс народонаселения (как в третьем сезоне линчевского «Твин Пикса»), чтобы они вовремя стрессанули, выбежали и побежали в нужную нам сторону — без какой-либо рефлексии о кратко-, средне- и долгосрочных возможных последствиях своих действий.
Также — как это было выявлено в целом ряде расследований и кейсов — специально обученные люди тщательно и единым фронтом редактируют такие ресурсы, как Википедия, следят за выдачей видео в YouTube (например, в США был скандал, когда недавний подкаст Джо Рогана, который за несколько дней собрал более 30–40 млн просмотров, не показывался внутри США ни в поисковой выдаче YouTube, ни среди трендовых видео) и поисковых запросов в Google.
(Есть и неперсонифицированные манипулятивные приёмы а-ля Остап Бендер: алярм-алярм, завтра конец света, ледники тают, нет времени объяснять, садись в машину, отключай префронтальную кору, включай лимбические реакции — и отдавай мне все свои денюшки, позволяй мне консолидировать власть. А если ты осмеливаешься сомневаться в линии партии, мы тебя подвергнем остракизму, осуществим character assassination, всецело тебя дискредитировав и забанив во всех подконтрольных нам институциях.)
Бессознательному проще спроецировать всех своих собак на конкретного авторитарного папочку или конкретную злую мамочку, — на этом и пытаются сыграть противоборствующие стороны. Они пытаются хакнуть процессы индивидуальных и групповых динамик, и в случае с Трампом — его противники пытались направить на него «говномёт бессознательного» и превратить его в козла отпущения.
Однако эта парадигма не всесильна. Хотя тем силам, часто называемым «неоконсерваторами»/«неолибералами», — которые проникли в обе партии, но полностью захватили, судя по всему, демпартию США (и, по сути, являются глубинной ОПГ), — и удалось натравить на Трампа тень большинства голосующего электората демпартии, в этот раз «бог бросил кости» иначе: сильнее оказались карты — а может, звёзды — Трампа и группировок, за ним стоящих (среди которых, как говорят, тоже есть хищники-неоконы, просто с несколько другими, не менее хищническими и социопатичными интересами… но им, по-видимому, уже приходится конкурировать и с олигархами-технократами, типа Маска, и с иными конкурентами за власть и кормовую базу).
Насколько помню (очень давно не перечитывал), трансрациональный мыслитель В. В. Налимов характеризовал систему выборов США как механизм перераспределения вероятностей, в которой всегда есть элемент спонтанной случайности. (Найти точную формулировку налимовских рассуждений я пока не сумел, но общее направление мысли понятно.) Видимо, мы вновь свидетели очередного урока истории, показывающего, что наряду со случаем и необходимостью на арене жизни огромное значение имеет ещё и спонтанная воля, умеющая правильно сыграть на случайностях и необходимостях.
Ошеломляющей оказалась победа Трампа в странноватой системе выборщиков США (в американской системе не все голоса равны; отдельные штаты являют собой целостности, которые предоставляют определённое количество голосов выборщиков, — соответственно, каждый штат как монетка, которая может лечь в сторону или одного, или другого кандидата… но не буду притворяться, что я разбираюсь в этой запутанной системе). Одно дело, если бы монетка Харрис — Трамп лежала на ребре, и Трамп еле-еле, идя ноздря в ноздрю, опередил бы оппонентку. Но «Его Величество Император Трамп» просто триумфально, с помпой и фанфарами въехал на своей колеснице в избранные президенты США.
Уверен, что его общепризнанный нарциссизм воспринял происходящее как должное. Трамп собрал не просто большинство выборщиков (он собрал более 300 выборщиков, тогда как для победы необходимо 270), но и — что, возможно, не менее важно — победил в так называемом популярном голосовании. Попросту говоря, за него проголосовало большинство (разумеется, большинство из тех, кто вообще добрался до выборов, а именно — за Трампа проголосовало ~73,5 млн человек, за его удивительную противницу — ~69 млн человек).
Всё произошло в полном соответствии с тем, что ещё в 2017 году Кен Уилбер в книге «Трамп и эпоха постправды»: эволюция, пройдя от домифических и мифической волн через формально-рациональную, модерновую, «оранжевую» (если использовать принятые в интегральной и спирально-динамической систематиках цветовые обозначения для эволюционных стадий сознания) волну, сильно забуксовала, когда ко второй половине XX века добралась до «зелёной» постмодерново-плюралистической волны сознания.
В результате (на мой взгляд — странноватых, пусть и, с точки зрения борьбы за власть и некоторых других моментов, закономерных) исторических процессов человеческая цивилизация довольно быстро встретилась не с примиряющими гуманными и очеловечивающими аспектами зелёной плюралистической волны сознания, а с её экстремальными, порою откровенно расчеловечивающими проявлениями — раздробляющей политикой идентичности, чрезмерной (и исторически преждевременной в этой чрезмерности) деконструкцией и плюрализацией норм, ценностей, ориентаций, гендеров, критериев истинности и т. д.
В общем, со всем тем, что Уилбер назвал дисфункцией плюралита-бумерита, где зелёные ценности оказались поражены вирусом эгоцентризма и нарциссизма, а я бы добавил — ещё и этноцентризма (причём сама эта волна не обязательно должна проявляться экстремистски; как я теперь подозреваю, её ценности были по-пелевински хакнуты и с гиканьем угнаны политтехнологическими и корпоративными «цыганами», увидевшими в этом некие возможности для обретения контроля над массами).
Уилбер подчёркивает, что Трамп и его классическая озвучиваемая повестка является олицетворением антизелёного, антиплюралистического направления, — при этом в 2024 году к нему примкнули Роберт Ф. Кеннеди-мл. и Талси Габбард, явно резонирующие и с зелёной волной, а также Илон Маск — культурная икона десятилетия со сложным профилем. По сути, команда Трампа собрала мощное комбо, которое отозвалось большей части эволюционной/стадийной спирали развития. Побуксовав-побуксовав, эволюция решила дать задний ход, сделать шаг назад, чтобы затем, желательно, сделать два шага вперёд…
Конечно, мы можем сразу придти к циничному видению ситуации. Мол, весь Титаник плывёт ко дну, так что перемена капитана этого корабля (как выбор наименьшего из зол) ни к чему не приведёт. Дескать, и с той, и с другой стороны — зловещие силы. Это, возможно, и так. Однако джокер эволюционной истории, скорее всего, не согласится с нашими представлениями о её предзаданности и ещё нас удивит.
Пока можно отметить, что более 70 млн жителей США выразили несогласие с текущей, весьма кровавой «линией партии», своей маккиавелианской политикой и дементной коррумпированностью разрушившей и продолжающей рушить, как выяснилось, не только чужие культуры и экономики по всему миру, но и собственную культуру и экономику США (в процветании граждан этой страны управляющие ею бандиты не заинтересованы от слова совсем), породив процессы, де-факто резко снижающие уровень жизни обычных людей (тех самых пресловутых 99% населения).
Можно сказать, что в этом событии проголосовала недеконструируемая эволюционная онтология, о которую разбились софтовые нарративы. Вновь и вновь исторический процесс разбивает наши затуманенные фантазии о берега реальности. Мы живём в уникальное время, когда сладостные нарративы приостановились и правда на миг обнаруживает себя. В паузе между нарративами, пока коррумпированные слуги пытаются определить, чей сапог и в какой момент им нужно лизать, во вспышке молнии исторического момента наблюдательный человек может заметить проступившие очертания нашей социокультурной реальности. И, как минимум, можно выработать у себя более реалистическое понимание происходящего в современном мире — мире колоссальной трагедии.
Чтобы моя заметка не превратилась в бесконечный лонгрид, здесь завершу первую часть своих размышлений. Но есть у меня ещё тезисы, которыми я хочу поделиться, так что вскоре будет и продолжение, если муза вдохновения поддержит творческий порыв.
Commentaires