Мы уже видели, что когда вы пытаетесь добиться, чтобы нечто произошло, вы не доверяете естественному ходу вещей; вы не верите, что сущность проявится необходимым образом. Первый момент утраты такого доверия — это всегда отвержение настоящего. Чтобы применить перспективу базового доверия, истинной воли, вы должны обрести полную уверенность в том, что полноценное присутствие в том, что вы переживаете сейчас, приведёт к тому, чему требуется произойти, при этом вам не нужно задумываться о конкретных результатах. Когда присутствует уверенность, ваше чёткое сознавание того, что происходит внутри вас, позволит вам увидеть, что ваш организм будет делать всё возможное в этой ситуации. Ваш ум, однако, не допускает такого полного присутствия в настоящем; он думает, что знает, что для вас лучше, но, конечно, он знает только прошлые события и может вести вас только путями, обусловленными вашей историей. Вы не знаете, что обладаете врождённой разумностью, которая понимает, что нужно делать, и поэтому не позволяете ей действовать. Вы всегда пытаетесь так или иначе направлять её, — обычно это мы и называем «волей». Однако когда мы направляем и контролируем себя, мы препятствуем своей спонтанности. Мы не способны доверять и потому блокируем свою истинную волю.
На самом деле истинная воля — не что иное, как полная отдача тому, что переживается в данный момент. С точки зрения взрослого, истинная воля — это полное отречение от того, что обычно называют «волей», и нечто противоположное ей по действию. Истинная воля подразумевает покорность не другому человеку, а самому себе, жизни, своему опыту, истине настоящего. Отдача себя истине настоящего не означает, что вы с равнодушием воспринимаете происходящее. Это не отдача себя. Отдать себя означает полную готовность переживать свой опыт, в том числе свои эмоциональные реакции, неважно, приятные они или неприятные. Вы непоколебимо держитесь истины.
Другой способ увидеть, что такое истинная воля, — понять, что она есть просто сонастроенность с естественным ходом вещей. Происходящее прямо сейчас — то, что естественно для нас. Говорить «нет» тому, что происходит естественным образом, — значит создавать отдельную, ложную волю, которая имеет собственное понимание того, как всё должно быть. И, как мы видели, это может приводить только к разделению и конфликту.
Когда мы говорим «нет» своему опыту, мы обращаемся к ложной воле. Истинная воля — просто освобождение от ложной воли, которая хочет так или иначе изменить наш опыт.
Поэтому, когда мы готовы полностью пребывать в настоящем, у нас больше шансов увидеть, что есть на самом деле, что происходит в действительности. Если мы говорим: «Нет, я не хочу этого, хочу, чтобы было иначе», — опыт блокируется, и мы имеем меньше возможностей ясно воспринимать истину. Поэтому, когда действует истинная воля, она усиливает наше сознавание того, что есть. Она позволяет нам обрести более целостное и полное восприятие. Только когда у нас есть такое целостное восприятие, мы можем по-настоящему понять, что есть. Такое понимание того, что есть, — уже разрядка, регуляция. Когда происходит такое озарение, оно напоминает оргазм — снятие напряжения. Когда-то мать снимала ваше напряжение, когда в младенческом возрасте вы хотели есть или испытывали боль, и вы могли расслабиться, подобным образом простой процесс ви́дения и понимания того, что есть, устраняет ложное в нас. Недовольство, боль и противоречия — это не часть нашего естественного состояния. Когда вы видите и отпускаете ложные вещи, они исчезают. Это разрядка, регуляция. Остаётся настоящее.
— А. Х. Алмаас, «Свобода быть» (серия «Алмазное сердце», кн. 2; пер. А. Никулиной под ред. Е. Пустошкина и А. Нариньяни — издание в процессе подготовки)
Comments