Вполне понятно, что вы хотите измениться. Изменения — естественная вещь. Изменения — это фактическое состояние реальности. Реальность всегда в потоке, непрерывно меняется и трансформируется. Жизнь — это изменения, постоянное движение, трансформация и обновление. Жизнь всегда свежая и новая, когда ей дают свободу. Творчество — это движение жизни. Когда вы позволяете себе быть, а не пытаетесь измениться, вы становитесь творческим человеком. Жизнь — это такое творчество, раскрытие, трансформация, каких вы ещё даже не можете представить.
Желание измениться не имеет ничего общего с самими изменениями. Попытки измениться никак не связаны с естественным движением изменения. Естественное движение изменения — это раскрытие. Вы не можете направлять его.
Проблема не в том, что вы хотите измениться, но не меняетесь. Проблема в том, что вы не впускаете изменения, поскольку хотите, чтобы всё было определённым образом. Предположим, у вас есть сад, где растёт большой куст роз. Когда вы впервые видите этот куст, вы решаете, что на нём должны цвести ирисы. Как только появляется бутон, вы обрезаете его… «Это не ирис! Когда же расцветут ирисы? Это дерево растёт неправильно. Я даю ему всё: воду, солнце, хороший уход, но не вижу никаких ирисов!»
Это розовый куст. «Меня не волнует, что это розовый куст. Мне по душе ирисы!» Почему вы любите ирисы? «Мои мать и отец их выращивали. Что ещё мне любить? Только их нужно выращивать. Ирисы!»
Естественное движение может происходить различным образом, но всё, что вы знаете, основывается на вашем прошлом опыте. Но прошлое — позади, и сейчас происходит что-то действительно новое. Вы же говорите: «Нет, нет! Мне хочется кое-что замечательное, что произошло три года назад, когда я был влюблён, это было великолепно, и я хочу, чтобы это чувство возникло снова». Или вы хотите достичь состояния, в котором вы находились в утробе своей матери, или когда сосали её грудь, или когда сидели на коленях у отца. Вы хотите восстановить это прошлое чувство.
Это застой. В этом случае ничего не меняется. Поэтому всякий раз, когда появляется новый бутон, вы срезаете его и жалуетесь, что ничего не меняется. Вы не замечаете то, что происходит на самом деле. <…>
Вы не знаете, как всё должно быть. Если вы пытаетесь заставить всё происходить определённым образом, будет возникать конфликт, застой, произойдёт задержка роста и развития. Тогда вы почувствуете, что вы несчастный человек, потому что всё идёт не так, как, по вашему мнению, должно идти. Когда вы чувствуете себя несчастным, это потому что всё идёт не так, как должно, — на ваш взгляд. Вы выносите оценочное суждение о реальности. <…> По-настоящему иной подход — принимать вещи такими, какие они есть.
Вы верите в свои идеи о том, как всё должно быть, — например, о том, что составляет счастье и успех. Вы всегда пытаетесь жить в согласии с этими идеями. Однако так вы теряете открытость, которая поможет вам обнаружить, что на самом деле разворачивается. Вы отвергаете реальность и ограничиваете возможное будущее.
Теперь вы задаётесь вопросом: «И что же мы можем сделать?» Но давайте взглянем на этот вопрос: какое намерение за ним стоит? Разве оно состоит не в том, что вы хотите получить что-то и хотите узнать, как правильно это сделать? И разве такое желание не определяется вашими обычными убеждениями и представлениями? Разве вы не вовлекаетесь снова в то же движение, не остаётесь в прежней реальности? Альтернатива этому паттерну возникнет, только если мы в полной мере поймём, что обсуждаем.
Искать альтернативу — значит уже выносить суждение, что нужно изменить ситуацию. Такое суждение основывается на некоторых глубинных убеждениях: что человек в своей жизни должен быть счастливым; что он должен жить как можно дольше; что лучше быть красивым, чем некрасивым; лучше быть богатым, чем бедным; успешным, чем неудачником. Каждый день перед вами возникают одни и те же паттерны, те же представления и те же надежды. Они могут немного модифицироваться то тут, то там, но в основе своей они не меняются. Мы носим своё прошлое с собой. Взгляните на свою жизнь: в ней нет настоящего, нет будущего: ваш ум всегда в прошлом.
Вы постоянно обставляете своё будущее как продолжение прошлого. Каждый хочет продолжать жить, как прежде, и при этом вы удивляетесь, почему ваша жизнь лишается свежести или новизны, почему, наоборот, она кажется болотом. Вы говорите, что хотите новизны, жизни, свежести, перемен, преображения. Но это значило бы, что прошлое остаётся в прошлом. Можем ли мы находиться здесь без прошлого? <…>
Я не говорю ничего оригинального. Любой духовный учитель говорит одну и ту же вещь: дело не в успехе или счастье, дело в том, чтобы быть настоящим. Сейчас я говорю это, чтобы вы могли понять ситуацию, а не для того, чтобы вы что-то делали.
Мы пытаемся понять, что значит проживать свою жизнь не так, как говорили наши родители, как говорится в книгах, не в соответствии со своими или чужими представлениями, но так, как она есть, — в соответствии с реальностью. Мы хотим узнать, как дать возможность розам расцветать на розовом кусте, как позволить кусту быть собой, а не пытаться делать из него что-то другое.
Мы ещё не успели исследовать, в какой мере мы пытаемся контролировать реальность, пытаемся выкручивать ей руки. Нам нужно увидеть ситуацию максимально полно и точно.
Проблема не в том, что мы хотим стать счастливыми, а в том, что мы действуем неправильно. Когда мы действительно поймём, что действуем неправильно, мы прекратим эти попытки. И тогда жизнь сможет разворачиваться естественно. Мы не можем заставить её раскрыться. Мы можем отбросить своё отвержение, своё оценивание, свою нетерпимость, но мы отбросим эти паттерны лишь тогда, когда во всей полноте и ясности увидим, что они делают: они причиняют нам боль.
Мы всё ещё не понимаем, что наши установки, идеи и убеждения на самом деле порождают наше страдание. На словах мы поддерживаем эту идею, но не понимаем её целиком и полностью. Итак, мы продолжаем жить в своих прежних паттернах. Здесь наша работа состоит в том, чтобы увидеть картину в целом, в точности воспринимая, что вы делаете и как ваши действия влияют на реальность.
Именно таким путём и появляется реальная свобода, реальные изменения. Чтобы жить в состоянии свободы и абсолютной наполненности, нужна полная, радикальная перемена, и такая перемена может произойти лишь тогда, когда мы будем полностью понимать, что мы в действительности делаем. Вся ваша работа здесь основывается на понимании того, что вы делаете и как вы вмешиваетесь в естественный процесс. Если вы будете пытаться делать что-то другое вместо того, чтобы понимать ситуацию, ваши усилия станут препятствием, сопротивлением, вмешательством. Вы не можете принудить себя расти; вы можете только перестать вмешиваться. Вы не можете сделать себя счастливым; вы можете только перестать постоянно всё оценивать. Рост и расширение — естественные процессы; они — сама жизненная сила. И вы не можете предсказать их направление.
Вспомните моменты, когда вы переживали лёгкость, когда возникала открытость, и вы увидите, что это всегда происходило, поскольку вы что-то понимали, переставали мешать реальности, отпускали какое-то убеждение, сопротивление, идею. Это не происходит, когда вы пытаетесь чего-то добиться. Это всегда происходит, когда вы что-то теряете. Стоит написать на дверях этой комнаты: «Радуйтесь, когда чувствуете, что скоро потеряете что-то!» Ведь вы можете потерять лишь ненастоящее. Вы не можете потерять настоящего. Настоящее, реальное — это вы сами, и этого нельзя потерять. То, что можно потерять, — заблуждение. Поэтому всякий раз, когда вы чувствуете, что теряете что-то, благожелательно встречайте это чувство.
— А. Х. Алмаас, «Свобода быть» (серия «Алмазное сердце», кн. 2; пер. А. Никулиной под ред. Е. Пустошкина и А. Нариньяни — издание в процессе подготовки)
Comments