top of page
Фото автораЕвгений Пустошкин

Тибетская йога: о тантризме и книге Иана Бейкера

Я мог бы попытаться воздать должное книге Иана Бейкера «Тибетская йога. Теория и практика тантрического буддизма» (опубликованная в знаменитой книжной серии «Самадхи»; М.: Ганга, 2020), написав обширную хвалебную рецензию, но, боюсь, этого слишком мало.


Бейкер И. А. Тибетская йога. Теория и практика тантрического буддизма / Иан А. Бейкер; [пер. с англ. А. Мускина]. — М.: Ганга, 2020. 320 с.
Бейкер И. А. Тибетская йога. Теория и практика тантрического буддизма / Иан А. Бейкер; [пер. с англ. А. Мускина]. — М.: Ганга, 2020. 320 с.

Из всего, что я читал на настоящий момент, книга Бейкера является лучшей обзорной работой именно по тантрическому подходу, развивавшемуся в индо-тибетском буддизме на протяжении, как минимум, полутора тысячелетий — под влиянием и во взаимодействии с индийскими шиваитскими, китайскими даосскими и чаньскими традициями психосоматической трансформации, а также с другими парадигмами мистического праксиса (включая шаманизм и греко-античное влияние).

Прямо и без экивоков Бейкер — равно как древние и современные авторы иллюстраций и текстов, используемых в этой книге, — знакомит нас с сутью недвойственного тантризма как радикально позитивного, творческого, оптимистического направления, обращающегося с миром сим и его путами как с сакральной мандалой, не просто олицетворяющей, но тождественной божественной пробуждённости, вездесуще и непреходяще пульсирующей проявлениями, видениями и разнообразными формами Космоса.


Иллюстрация из книги Иана Бейкера «Тибетская йога» (М.: Ганга, 2020)
Иллюстрация из книги Иана Бейкера «Тибетская йога» (М.: Ганга, 2020)

В отличие от традиций мироотречения, особенно выраженных в монашеско-монастырском менталитете, недвойственная тантрическая традиция, совмещая в себе и демократизм, и элитизм (это элитные трансформационные методы, к освоению которых изначально приглашались все достойные), профессионально обращается со всеми аспектами нашей «относительной» жизни, возвращая нам узнавание изначальной чистоты и святости в каждом отдельно взятом мгновении и во всей их тотальной совокупности.


Про что буддийский тантризм? Прежде всего, говоря современным языком, это обширное собрание искусных медитативно-созерцательных систем, задействующих физическое тело, эмоции, разум, тонкие измерения психотелесности и дух в процессе отмежевания истинного от неистинного и узнавания истинного и абсолютного во всём относительном — как во всеотражающем зеркале. Как указывает Бейкер (вторя некоторым величайшим йогинам тантрической традиции), это традиция йогинов, живущих в монастыре мира сего, а не в монастырских стенах, отгораживающих индивида от мирских «соблазнов» и ответственности.


Иллюстрация из книги Иана Бейкера «Тибетская йога» (М.: Ганга, 2020)
Иллюстрация из книги Иана Бейкера «Тибетская йога» (М.: Ганга, 2020)

Книга Бейкера позволяет читателю, всерьёз интересующемуся медитативно-созерцательными практиками и духовной трансформацией, ознакомиться со смыслами различных разделов индо-тибетского тантрического буддизма — от смысла тантрических визуализаций и работы с тонкоэнергетическими каналами и психосоматическими центрами (включая йогу внутреннего огня туммо) до сексуальной йоги, йоги осознанных сновидений с формами и глубокого бесформенного сна и йогических способов распознавания ясного света в промежуточных и посмертных состояниях, а также в повседневной жизни.


При этом подход автора не является ни этноцентричным, ни узкосектарным: в нём отсутствует столь часто встречающаяся мифологема а-ля «наша страна/традиция — прародина слонов», «мы настолько круты, что круче некуда; мы настолько древние, что древнее самого времени; вся ваша наука ничто в сравнении с нашей наукой» и т. д., столь похожая на детское восприятие «моя мама — самая лучшая и самая красивая на свете» и говорящая о глубокой, неотрефлексированной отождествлённости с мифико-конвенциональными (этноцентрической конформистской и экспертной) структурами сознания.


Некоторые модели стадий вертикального развития и зрелости (Киган, Лёвинджер/Кук-Гройтер)
Некоторые модели стадий вертикального развития и зрелости (Киган, Лёвинджер/Кук-Гройтер)

Позиция Бейкера — это позиция независимого и непредубеждённого исследователя, постконвенционального учёного-йогина, практикующего традицию изнутри, в тесном контакте с учителями, но не стеснённого мифоцентризмом и догматизмом, которые естественным образом сопровождают конвенциональные стадии зрелости — стадии, исследуемые психологией взрослого (вертикального) развития, в частности такими учёными, как Роберт Киган и Сюзанна Кук-Гройтер. Бейкер не отрекается от достижений просвещённого западного самосознания, на протяжении как минимум последних пятисот лет развивавшего постконвенциональные авеню и траектории мироосмысления и жизни. Он опирается на них и использует как искусные средства с целью направить наше понимание и мироощущение к улавливанию сути драгоценных учений, дошедших до нас сквозь века. Как отмечает сам автор, книга является плодом десятилетий его исследовательского труда.

Иллюстрация из книги Иана Бейкера «Тибетская йога» (М.: Ганга, 2020)
Иллюстрация из книги Иана Бейкера «Тибетская йога» (М.: Ганга, 2020)

Этот труд Бейкера не является практическим руководством, он выполняет важнейшую обзорную и просветительскую функцию, отдавая должное великой традиции тантрического миросозерцания и действия, трансцендирующей всякую сектарность, эгоцентричность и этноцентричность, равно как и любые иные омрачающие условности. Эта работа передаёт тантрический дух и, тем самым, позволяет найти правильный, эффективный ракурс для изучения как буддийского тантризма, махамудры и дзогчен, так и индийских и китайских традиций психофизического совершенствования.


Миларепа

Как выразил одну из важных особенностей недвойственного тантризма Миларепа, легендарный йогин-махасиддха XI–XII вв. (цитата приведена в книге Бейкера на стр. 67):


Медитируя на тайных устных наставлениях, Я избавился от необходимости изучать теоретические тексты. Обнаружив место для ретрита в своём собственном теле, Я избавился от необходимости жить в монастыре. Сосредоточившись на духе учений, а не на их букве, Я навсегда избавился от вводящих в заблуждение концепций.

コメント


bottom of page