По приглашению хабаровского богослова, доктора филос. наук Олега Давыдова, автора книг «Сияние формы. Этюды о красоте, благе и истине» и «Откровение любви», я посетил презентацию новых книг издательства фонда поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика».
Презентация проходила в московском культурном центре «Покровские ворота» (там же прекрасный книжный магазин, из которого я не ушёл без покупок, — равно как не оставил меня без книжных подарков и Олег, за что я ему очень признателен); посвящена она была 2-м книгам: «Врата моря. Где был Бог во время цунами?» Дэвида Бентли Харта и «Достойна веры лишь любовь» Ханса Урса фон Бальтазара.
В богословской беседе помимо Олега участвовали Алексей Гагинский, Александр Солдатов и Роман Шешенин; встречу модерировала руководитель издательства Юлия Посашко.
Я чувствую связь не только с буддийскими или индийскими традициями, но и с христианским миросозерцанием, поэтому с глубоким интересом пришёл на это мероприятие, чтобы услышать, что говорят современные христианские теологи.
В самом начале сразу же до бездны души тронул рассказ иконописца Александра Солдатова, поведавшего о проекте, над которым он работает, — о работе над росписью храма в Беслане, находящегося во дворе той самой школы, где произошёл теракт 1–3 сентября 2004 г. Погибли невинные дети и взрослые, самому маленькому было 2 годика, самому старшему — 90 лет. Такое бесчеловечное, абсолютно чудовищное событие вызвало реакцию в виде попытки представить нечто абсолютно красивое и благое в росписи церкви — раскрыть храм как «место надежды, света и любви».
Если примерно процитировать Солдатова, его не обескуражило и не «обезверило» то, что он узнал, беседуя со свидетелями и участниками бесланской трагедии: как ни странно, «встреча с необыкновенным злом натолкнула на надежду на встречу с бесконечной любовью и милостью Божией». Солдатов верит, что все умершие попали «в Царство небесное, где обрели покой, любовь и тишину».
Прикосновение к этому событию, очевидно, перекликается с подзаголовком вышеупомянутой книги православного богослова Дэвида Бентли Харта: «Где был Бог во время цунами?» — в которой рассматривается вопрос теодицеи и согласования существования зла с бытием Бога. Именно Божественная реальность дарует надежду на предельное искупление и исцеление мира, падшего в эксклюзивную отождествлённость с конечным и десакрализированным.
Обсудив эту книгу, спикеры перешли к презентации труда «Достойна веры лишь любовь» католического богослова Х. У. фон Бальтазара. Бальтазара считают величайшим богословом как минимум века двадцатого. Как пояснил Олег Давыдов, тогда как Дэвид Бентли Харт по стилю своему ярый полемист-критик, стиль Бальтазара более мягкий и синтетичный, он не всецело отбрасывал перспективы своих «оппонентов», а любяще пытался найти в них зерно, потенциально раскрывающее и его собственный взгляд.
Один из спикеров пояснил, что Бальтазар не предлагает принимать его теологические описания как концептуальную истину в последней инстанции. Важная задача не в интеллектуальном рассмотрении таких описаний, а в том, чтобы изнутри нас самих проросла та истина в переживании, что преобразует само бытие наше во встрече с Божьей Любовью.
С самого начала темы, поднятые на мероприятии, имели для меня планетарное, общемировое звучание. В кратком соприкосновении с пока ещё незнакомыми для меня мыслителями-теологами открылись новые горизонты и сферы человеческих мысли и сердца. Исполинский масштаб Духа являет себя трудами наших великих мыслителей и подвижников, и красота интегрального подхода состоит в систематическом и динамическом распознании всех драгоценностей человечества и Космоса, которые пульсирующей вереницей попадают в пространство целостного сознавания и в резонансном чувствилище интегрируются в едино-многообразное полотно сверхБытия.
Comments