Книга ставит важные вопросы (о кошмарах холокоста, Хиросимы и Нагасаки, о природной катастрофе цунами 2004 года и др.), однако её язык оставляет впечатление устаревшего.
В XXI в. кажется архаизмом рассмотрение важных мировых проблем, когда не имеешь, — как создаётся впечатление об авторе, — ни малейшего понятия о теориях вертикального развития сознания (см. дисциплину психологии взрослого развития). Этим Жан-Пьер Дюпюи в невыгодную сторону отличается от философов Юргена Хабермаса, информированного трудами выдающегося гарвардского учёного Лоуренса Колберга, и Кена Уилбера, информированного трудами всех значимых исследователей человеческого развития.
Никакая философия меньшая, чем интегральная (как её называет Уилбер), не адекватна для ответственной беседы по вопросам, которые поднимает Дюпюи в «Малой метафизике цунами» (сама эта книга представляет собой яркую иллюстрацию недостаточности неинтегральных подходов, подслеповатых в плане понимания вертикальных стадий психического и морально-нравственного развития, а также горизонтальных состояний сознания).
Тем не менее, книга очень лаконичная и включает в себя вереницу из значимых морально-этических и философских вопросов, над которыми каждому следует поразмыслить. Единственное моё пожелание состоит в том, чтобы эти размышления были интегрально информированы открытиями психологии вертикального (взрослого) развития и интегральных метаподходов.
Comments