top of page

Тарковский как молитва


Кадр из фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (2019)
Кадр из фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (2019)

В Третьяковской галерее идёт показ документального фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва», который снял сын великого русского режиссёра Андрей Тарковский мл. Если воспользоваться словами самого Тарковского-старшего, язык не повернётся называть Тарковского режиссёром, а не поэтом, художником. В «Кино как молитве» прослеживается странствие Тарковского по вселенной творчества и искусства его собственными словами. Тарковский объясняет значение Образа в своих произведениях. Он выступает против рассудочно-символического истолкования образа. Образ логически не трактуем, не разгадываем, он служит отражением, сиянием Тайны, самосущей и пребывающей в самой себе как цельность нашего Космоса. Такое чуткое чувствование завесы Тайны как печати мироздания роднит Тарковского с отечественным мыслителем-духовидцем Василием Налимовым, прошедшим ГУЛаг и сохранившим Себя. Налимов утверждал принципиальную неразгадываемость вселенной, в которой то, что мы зовём наукой, лишь раздвигает, расширяет горизонты нашего Незнания, увеличивая, так сказать, площадь потенциально доступного Неведомого. Заявляя верховенство Образа, Тарковский обращается к онтологизму русского миросозерцания, пронизанного безмолвием субъектно-объектного единства, недуального союза-таинства означающего и означаемого перед ликом божественного референта — нашей реальности как таковой. Кощунственно даже словосочетание «наша реальность», ибо не только и не столько она наша, сколько мы её прирождённые дети. Именно такая цельная образность, как я считаю, позволяет достойно ответить редукционистским взглядам на киноискусство, стремящимся подвести творчество под какую-то сухую, ясную, но примитивную схему (будь то неокэмпбелловское путешествие героя, законы драматургии или иные стереотипии художественного мышления), вознося подлинно художественный кинематограф на трансцендентную высоту. Творчество Тарковского вправляет, на мой взгляд, сустав вывихнутого века, становясь жертвоприношением во имя духовного исцеления человечества. Оно трансцендирует время не в том смысле, что является актуальным и поныне и каким-то магическим образом будет таковым оставаться в хронологическом будущем: оно трансцендирует время в том смысле, что расправляется с ним, делая из него храм вневременного. Художественное ваяние времени, о котором говорил Тарковский в своих лекциях и высказываниях о кинорежиссуре, в действительности возможно лишь при доступе к надвременному измерению, запредельному нашей обыденной темпоральности. Наш век тогда оказывается пронзён рентгеновским взором вечности. Светотень принимает ясные очертания, порождая вселенскую вертикаль Смысла и Ценности. Мысль Тарковского о дьяволе как отсутствии Духа в нашей повседневности и поле духовной брани как стяжании (выбора в пользу сияния) божественного выразилась в его творчестве и жизни в форме чувствительной недогматической религиозности, интуиции извечных смысловых геометрий Эроса, Логоса, Космоса, ресакрализации природы зримого мира, осиянного небесным благословением, звучащим непрерывной мелодией Слова.





78 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comentarios


bottom of page