top of page
Фото автораЕвгений Пустошкин

Что такое состояния-стадии и структуры-стадии в интегральном подходе


Вопрос по интегральной метатеории Кена Уилбера:


Чем отличаются состояния-стадии от просто стадий (структур-стадий)?


Ответ:


Состояние-стадия «горизонтального развития» отличается прежде всего от структуры-стадии (уровней сознания) «вертикального развития». В интегральной метатеории выделяется две совершенно разных оси развития человеческого сознания: горизонтальная — через состояния сознания и вертикальная — через структуры-уровни сознания.


Иногда бывает путаница: индивидуум испытывает более глубокое состояние сознания и считает, что ему открылся более высокий «уровень» сознания в смысле вертикального развития. Это не так. Возможно, через раскрытие какого-то состояния он и вправду вошёл в контакт с более глубокой сферой сознания и психического опыта (например, грёзоподобной сферой воображения тонких форм), но этот «горизонтальный» опыт он интерпретирует исходя из доступной вертикальной структуры сознания.


Матрица (решётка) Уилбера — Комбса
Матрица (решётка) Уилбера — Комбса. По вертикали — стадии-уровни вертикального развития. По горизонтали — состояния-стадии развёртывания и стабилизации состояний сознавания.

В отличие от этого структуру сознания, формирующую тот или иной уровень вертикального развития, можно определить как системообразующий паттерн проявления сознания и мироосмысления, общие сложность мышления и высоту охватываемых человеком смыслов в повседневной жизни.


Итак, если говорить обобщённо, вертикальная структура сознания — это смысловая доминанта развития личности, пронизывающая все интерпретации человеком себя и мира и определяющая мотивы, которыми руководствуется индивид (она может быть как сравнительно интегрированной, так и диффузно-дезинтегрированной, со множеством кластеров отчуждённого на разных уровнях опыта; также её фактическое жизнепроявление, по-видимому, зависит от целостности и прочих свойств социокультурного поля — среды и системы отношений, в которых индивидуум находит себя в тот или иной период времени).


Эта структурная доминанта представлена как вероятностная волна, стягивающая личностные смыслы к той или иной позиции отождествления. Например, в зависимости от уровня сознания, с которым человек отождествлён, можно смотреть на мир сквозь призму «личной силы и власти над миром», или же «подчинения правилам», или же «подчинения логике ремесла», или же «рациональных ценностей», или же «чуткости и плюралистической заботы о равенстве всех голосов», или же «творения всё больших целостностей, включающих в себя и гетерархические, и иерархические ранжирующие аспекты» и т. д.



Стадии вертикального развития: высоты сознания (обозначаются цветами); порядки сознания (Роберт Киган), эго-идентичность (Лёвинджер/Кук-Гройтер)
Стадии вертикального развития: высоты сознания (обозначаются цветами); порядки сознания (Роберт Киган), эго-идентичность (Лёвинджер/Кук-Гройтер)

В предыдущем абзаце дан примерный и очень обобщённый спектр возможных уровней-стадий сознания, простирающихся, соответственно, от эгоцентрического влечения к собственному могуществу и этноцентрической заботы о том, чтобы соответствовать ценностям общества, которому принадлежишь, а затем профессиональной референтной группы, далее — к рационально-добросовестной рефлексивной жизни, впоследствии расширяющейся до включения всё большего количества «гнездовых» перспектив на жизнь и бытие человека, которые поначалу кажутся более-менее равными, и наконец обретающей способность чётко упорядочивать и ранжировать эти перспективы с точки зрения их прагматической истинности, блага и красоты как в частных контекстах, так и с точки зрения универсального метаконтекста — бытия, экзистенции, присутствия человека и сознания-вообще в мире и т. д.


«Великое гнездо бытия» иллюстрирует принцип гнездования уровней сознания-бытия и перспектив.
«Великое гнездо бытия» иллюстрирует принцип гнездования уровней сознания-бытия и перспектив.

Разным индивидам может быть доступен более узкий или более широкий диапазон спектра вертикальных уровней сознания (утверждение, будто в каждом человеке есть все уровни, верно лишь частично: эти уровни доступны как общечеловеческий и эволюционирующий потенциал, однако, скажем, ребёнку на эгоцентрической стадии сознания никоим образом не доступны экзистенциально-мироцентрические смыслы интегральной стадии развития/сложности сознания — для доступа к этим «морфическим полям» смыслов необходимо пройти, как минимум, 30- или 40-летний процесс психического роста и развития — процесс, иногда чуть ускоренный, иногда замедленный, но всегда длящийся годы и десятилетия).


Это принципиально отличается от горизонтальных состояний-стадий, которые постепенно развёртываются при длительной практике медитации или созерцания. Дело в том, что в медитативно-созерцательной практике медитативные состояния сознания, как правило, разворачиваются поочерёдно от более грубых к более утончённым (что логично).


Вначале вы осознаёте какие-то более грубые слои опыта и довольно очевидные напряжения, затем опыт становится всё более «воздушным», «утончённым» и нюансированным, равно как утончается и ваша интенциональность, ваши способности к дифференцированному вниманию и интегративному осознаванию (если это включено в практикуемый метод). По мере стабильной практики горизонтальная «точка обзора» (vantage point), то есть точка идентификации с преобладающим состоянием миро- и самоощущения, постепенно плывёт ко всё более утончённым состояниям. Постепенно в бодрствовании вам всё легче становится подключаться к состояниям более глубокого присутствия, тишины, прозрения в динамизм вещей.


В прагматике стабилизация всё более глубоких состояний присутствия происходит постепенно (пусть и не так медленно, как стабилизация значительно более высоких структур сознания). Речь здесь именно о случаях, когда индивидуум практикует какой-либо из путей медитативно-созерцательного развития через горизонтальные состояния-стадии.


Возможны ситуации, когда можно пережить пиковый опыт гораздо более глубокого состояния (например, «прямое введение» в диалогическом взаимодействии в значительно более глубокое состояние сознания), однако нельзя пиково пережить значительно более высокую структуру сознания и уж тем более нельзя раз и навсегда перепрыгнуть через структуры в своём росте (тогда как через состояния, бывает, перепрыгивают, хотя тут тоже надо быть осторожным в мнениях). Можно лишь достаточно или недостаточно адекватно справиться с вызовами каждого из уровней сознания, перевариваемых системой самости на жизненной траектории (при неадекватной трансценденции-интеграции того или иного уровня сложности сознания может сформироваться дисфункциональная фиксация или аллергия).



Психологические перспективы (4-е лицо, включающее и более ранние: 3-е, 2-е и 1-е лицо). Источник: С. Кук-Гройтер
Психологические перспективы (4-е лицо, включающее и более ранние: 3-е, 2-е и 1-е лицо). Источник: С. Кук-Гройтер

Развитие через структуры-стадии сознания происходит постепенно, миллиметр за миллиметром, археологическими напластовываниями в психике (пусть задним числом можно и выделить «квантовые скачки» — тем не менее, это, скорее, некое обобщение процессов аккомодации, ассимиляции, метаболизма психического опыта, действовавших в течение долгого времени).


В когнитивном плане, например, это постепенное развитие способности охватывать всё большее количество перспектив (взглядов) в едином синтезе: путь от перспективы только лишь 1-го лица к перспективе 2-го лица, перспективе 3-го лица, перспективе 4-го лица и т. д. В смысловом-личностном плане — это постепенное углубление жизненных смыслов, которыми руководствуется человек (постепенный переход от детского эгоцентризма через этноцентризм к мироцентризму и выше).

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page