top of page

Спас на Нередице — символ вспоминания божественной реальности

Обновлено: 20 авг.


Спас на Нередице (19.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Спас на Нередице (19.07.2024). Фото © Е. Пустошкин

Далеко не со всеми общепризнанно святыми местами случается у меня встреча. Иногда прихожу в известные места, а сердцем не откликаюсь: не чувствую. Именно поэтому для меня столь драгоценна личная встреча с церковью Спаса Преображения на Нередице (со «Спасом на Нередице»), построенной летом 1198 года (по поручению князя Ярослава Владимировича).


Спас на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Спас на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин

Когда я впоследствии разыскивал в интернете материалы о церкви, почти ничто не передавало того чувства тишины, красоты и простоты, которое мы переживали, пребывая рядом с храмом и созерцая его совершенную форму. Для меня этот храм раскрылся не только как священное пространство, не просто как соединяющая внешнее и внутреннее святыня, но и как пространство личности: словно бы сам храм явил собою личность со всей её душою. Встреча эта не мимолётная, она длится внутри и сейчас, когда я помыслами обращаюсь к Нередице; и тогда, и сейчас она разворачивается во внутреннем безмолвии — как медитация.


Спас на Нередице (19.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Спас на Нередице (19.07.2024). Фото © Е. Пустошкин


Испытанное я узнал не в описаниях впечатлений от вида на церковь и её архитектурного своеобразия, вписанности в ландшафт и т. д., а в разъяснениях её внутренних, сокровенных смыслов, явленных в фресках XII века. Эти разъяснения я нашёл в замечательном тексте Татьяны ЦаревскойЦерковь Спаса Преображения на Нередице» — В. Новгород: Новгородский музей-заповедник, 2023), — этот буклет можно приобрести у музейной смотрительницы.


«Фрески исполнены в широкой размашистой манере; в изображениях святых преобладает канон коренастых крепких фигур, образный строй отличается почти эпической масштабностью и жизненностью. Ликам присуща открытость и непосредственность — черты, которые, вероятно, были свойственны самим новгородцам, попытавшимся воплотить в нередицких фресках своё представление о Царствии Небесном, где преобладают глубокие искренние чувства, переданные прямолинейно и предельно выразительно, господствуют очищенные и просветлённые цвета. Наносимый широкими пятнами и штрихами свет, преобразуя плоть, придаёт ей почти осязаемую жизнь» (с. 13).
Фрески Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Фрески Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
«В целом Нередицкая роспись была призвана запечатлеть память об умерших княжичах и чувство глубокой веры во всеобщее грядущее воскресение. Этим чувством озарены лики отцов церкви в алтаре, святых жён в диаконнике, народа, принимающего крещение на берегу Иордана, в уцелевшей части композиции „Крещение“ на южной стене; тема воздаяния за земные дела, чаяния справедливого суда Божия и упования на Божие милосердие, с особой силой звучала в сценах „Страшного судилища Христова“ <…>. Весь просветлённый весенний колорит Нередицкой росписи, весь образный строй её святых — то сурово отстранённых, то по-детски доверчивых — отмечен чаянием той бесконечной жизни Будущего века, которая несла утешение скорбящим сердцам княжеской четы» (с. 26–27).

«Крещение Господне» (Спас на Нередице).  Довоенная фотография. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000.
«Крещение Господне» (Спас на Нередице). Довоенная фотография. (Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000.)
Св. жёны. Фрески Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Св. жёны. Фрески Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин

Отражение своего опыта я нашёл и во 2-й части документального фильма «Спасённые фрески церкви Спаса на Нередице», в котором известная новгородская реставратор Татьяна Ромашкевич рассказывает о своей кропотливой работе по реставрации иконографии храма.



Фреска Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Фреска Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин

В фильме реставратор повествует, что внутреннее оформление Спаса на Нередице отражает не нечто суровое, мрачное, доминирующее (как писали, например, в советских работах, — я и сам встретил в текстах такие характеристики), а напротив — праздник, предзнаменование спасения и жизни вечной. Как знак упования на вечную жизнь, а также утешения, исцеляющего от мучений в связи с преходящестью и бренностью бытия, он и был построен. Закономерно, что после разрушения церкви нацистами одной из сохранившихся надписей были слова «вовеки веков аминь».


«Князь Ярослав Владимирович подносит храм Христу». Ктиторская композиция Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
«Князь Ярослав Владимирович подносит храм Христу» (фотография 20.07.2024). Ктиторская композиция Спаса на Нередице. Фото © Е. Пустошкин
«Князь Ярослав Владимирович подносит храм Христу». Копия, выполненная Лидией Александровной Дурново (1885–1963) в 1930 году
«Князь Ярослав Владимирович подносит храм Христу». Копия, выполненная Лидией Александровной Дурново (1885–1963) в 1930 году

Сочетание моего опыта пребывания рядом с церковью с герменевтикой храмового интерьера явилось мне подтверждением, что внешняя и внутренняя формы церкви отражают нечто нетленное и цельно соединённое. Узнав историю разрушения и восстановления церкви, я признаю фактом чудо. Спас на Нередице погиб — был варварски разрушен в Великую Отечественную войну; но Спас на Нередице совершенно евангельски воскрес, и он продолжает с каждым годом, с каждым месяцем и днём воскресать и являть свой истинный лик — как одно из чудес древнерусской духовной культуры. Нередица воскресает кропотливыми, сосредоточенными, поистине героическими трудами нескольких поколений реставраторов… но также ещё и по благословению Бога, чьё духовное присутствие в Нередице для меня явно ощутимо.


Нередица, разрушенная фашистами. Работы по восстановлению начаты были сразу же после освобождения территории
Нередица, разрушенная фашистами. Работы по восстановлению начаты были сразу же после освобождения территории

Это присутствие ежемоментно сознаёт интегральную тотальность нашего бытия. Ромашкевич в фильме упоминает значение фресок, связанных с Судом Божьим: Суд свершается каждый момент, и чаша весов склоняется в ту или иную сторону. Из мгновения в мгновение не только мы можем уповать на созерцание Божества, но и божественное сознавание в своём беспристрастном милосердии сознаёт все наши помыслы, внешние и внутренние движения.


«Страшный суд». Деталь: Персонификация Земли. Спас на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
«Страшный суд». Деталь: Персонификация Земли. Спас на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Персонификация Земли. Спас на Нередице. Довоенное фото Л. А. Мацулевича (1886–1959)
Персонификация Земли. Спас на Нередице. Довоенное фото Л. А. Мацулевича (1886–1959)
«Богатый в аду». Фотография Л. А. Мацулевича. Фото страницы из работы Т. Ю. Царевской «Церковь Спаса Преображения на Нередице», 2023, с. 25
«Богатый в аду». Фотография Л. А. Мацулевича. Фото страницы из работы Т. Ю. Царевской «Церковь Спаса Преображения на Нередице», 2023, с. 25

Восстановление фресок, кропотливое переоткрытие всех божественных ликов я воспринимаю как вновь и вновь повторяемый акт узнавания всеприсутствия Божьего — прямое вспоминание Бога, истока и предела Космоса. Потеряв Нередицу, потеряв и Бога, мы теперь имеем шанс вспомнить его Ценность, воссоединиться со святыней, во всех смыслах окститься. Святыня — не только внешнее место, это перекрёсток внутреннего и внешнего, гармоничное слияние того, что явлено внутри сознания, и того, что видится бытующим вне его.



Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. Вид с западной стороны. Довоенное фото. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000.
Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. Вид с западной стороны. Довоенное фото. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000.

После нескончаемых испытаний в своей более чем восьмисотлетней истории на текущем историческом этапе Нередица — не просто архитектура и иконография, достояние российской и всемирной духовно-материальной культуры, которое важно восстанавливать и оберегать. Нередица — символ вспоминания Бога и реальности Божественного; это побуждение к памятованию священного вечного пламени, всегда присутствующего в нас, в нашем самосознании. Нередица — уединённая свеча, источающая истинный духовный свет, и вся тьма XX века не объяла его. Нередица — отражение соработничества (синергии) человеческих устремлений и милосердной Божественной благодати.


Евгений Пустошкин

Москва, 27–28.07.2024


Элементы интерьера Спаса на Нередице


Херувим. Фреска Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Херувим. Фреска Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин

Окна в церкви Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Окна в церкви Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин


«Иисус Христос Ветхий деньми». Фреска на своде вимы. Довоенное фото.
«Иисус Христос Ветхий деньми». Фреска на своде вимы. Довоенное фото
«Иисус Христос Ветхий Денми». 1199 год. Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде, щелыга алтарного свода. Копия росписи М. Н. Соколовой. Начало 1930-х годов. Ткань, бумага, темпера. 50 × 48,3 см
«Иисус Христос Ветхий Денми». 1199 год. Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде, щелыга алтарного свода. Копия росписи М. Н. Соколовой (1899–1981). Начало 1930-х годов. Ткань, бумага, темпера. 50 × 48,3 см

Доп. информация об образе «Иисус Христос Ветхий Днями»

Цитата с ресурса «Галерея икон»:

Иисус Христос Ветхий Денми — чрезвычайно редкий иконографический тип, изображающий Второе Лицо Троицы в образе седовласого старца. Источник иконографии — пророчество Даниила (Дан. VII, 9) — нашел более широкое распространение в спорных иконах т. н. «Новозаветной Троицы» («Отечество», «Сопрестолие») и пр., где понимается как образ Первого Лица Троицы — Бога Отца, Господа Саваофа. Подобное понимание входит в противоречие с концепцией неизобразимости Бога Отца. Существует трактовка, согласно которой Ветхий Денми есть Сын Божий. Моленных икон с образом Иисуса Христа Ветхого Деньми, видимо, не существует, а встречается только в храмовых росписях.
В алтарной росписи храма Спаса на Нередице находилось изображение Ветхого Деньми. То, что изображен Иисус Христос, подчеркнуто традиционным кресчатым нимбом и подписью, включающей в себя сокращенное написание имени Иисуса Христа: IС ХС. Спаситель изображен огрудно в круглом медальоне в традиционных одеждах, присваиваемых Спасителю. Правая рука в благословляющем жесте, в левой — свиток.
Росписи церкви утрачены во время Великой Отечественной войны и известны сейчас только по описаниям, черно-белым фотографиям начала XX в. и сохранившимся копиям. (Источник: Галерея Икон)
 
«Как Ветхий же денми Бог воспевается потому, что Он существует и как вечность, и как время всего и до дней, и до вечности, и до времени. Однако и время, и день, и час, и вечность надо относить к Нему богоподобно, потому что Он при всяком движении остаётся неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, пребывает в Себе и является Причиной и вечности, и времени, и дней. Потому и в священных богоявлениях при мистических озарениях Бог изображается и как седой, и как юный: старец означает, что Он Древний и сущий „от начала“, юноша же — что Он не стареет, а оба показывают, что Он проходит сквозь всё от начала до конца, или же, как говорит наш Божественный священносовершитель, оба они обнаруживают Божественную древность: старец — первого во времени, а более юный — более изначального по числу, поскольку единица и ближайшие к ней числа изначальнее далеко от них отошедших».
— псевдо-Дионисий Ареопагит
«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облечённого в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…»
Откр. 1:12—14

О художнице, сделавшей представленную выше копию росписи «Иисус Христос Ветхий Денми»

Мария Николаевна Соколова (1899–1981). Иконописец и реставратор станковой темперной живописи. Родилась в семье священника; окончив гимназию, училась в студии Ф.И. Рерберга. Иконописному делу обучалась у художника-реставратора В.О. Кирикова. С 1920-х гг. изучала древние росписи северных русских городов и монастырей – Новгорода, Пскова, Ферапонтова. С 1946 г. много работала в возрожденной Троице-Сергиевой лавре, расписывала палаты, кельи, руководила реставрационными работами и росписью почти всех храмов и соборов монастыря. С 1957 г. на протяжении 23 лет руководила созданным ею иконописным кружком при Московской духовной академии, а с 1976 г. реставрационно-иконописной мастерской. В 1970 г. приняла тайный постриг с наречением имени в честь мученицы Иулиании. (Музей им. Андрея Рублёва)


Мария Николаевна Соколова (1899–1981)
Мария Николаевна Соколова (1899–1981)

Подборка видео о Спасе на Нередице


«Граффити церкви Спаса на Нередице». Расшифровываются надписи, начертанные средневековыми служителями и посетителями храма


Элементы граффити Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин
Элементы граффити Спаса на Нередице (20.07.2024). Фото © Е. Пустошкин

Полезные сведения о фресках XII века из церкви


«Спасённые фрески церкви Спаса на Нередице», часть 1


«Спасённые фрески церкви Спаса на Нередице», часть 2


«Специальный репортаж. К 80-летию освобождения Великого Новгорода» (16.01.2024) — VK Видео, онлайн-сервис «Смотрим»


Дополнительные материалы


  • История сторожа-хранителя церкви Спаса на Нередице В. Ф. Антонова, с рассказом о восстановлении церкви (оригинал, архивная копия)

88 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

コメント


bottom of page