Произведение «Санта-Клаус, или Книга о том, как „Кока-Кола“ сформировала наш мир воображаемого» Николы Ладжойя являет собою прекрасное новогодне-рождественское чтение. Ничего сенсационного книга не раскрывает, однако позволяет проследить мифопоэтическую силу рекламы и систематический вклад корпораций в развёртывание истории массового сознания на нашей планете.
Родина Санта-Клауса, как мы его знаем, оказывается не в Лапландии и не на Северном полюсе, а в Соединённых Штатах Америки. С тех пор, как в 1931 «Кока-кола» обратилась к Санта-Клаусу и окончательно сформировала его визуальность, а союзники победили во II мировой войне (что открыло возможность для США распространять свою культуру на западные страны), американский «Дед Мороз» подменяет собою фигуру Христа и крадёт христианское Рождество, — сакральный смысл которого в имманенции трансцендентного и в соединении с сакральным, — подменяя этот духовный праздник всеобщей жаждой материальных даров и атмосферы магизма.
Разумеется, Санта-Клаус возник несколько раньше, чем в 1931… а именно — его мифическая образность активно формировалась в США во второй половине XIX века.
Книга Ладжойя не предоставляет исчерпывающего анализа феномена Санта-Клауса. Не говорит она, например, о проблеме родительской (патерналистской) лжи относительно существования этого «магического существа»; не рассматривает она и историю нашего отечественного Деда Мороза, возвращённого в оборот в СССР в 1930-е и сформировавшего нечто вроде религиозного почитания секуляризированного и «омагизированного» новогоднего празднества, сознательно разлучённого с Рождеством… зато говорит об истории компании «Кока-Кола» в Третьем Рейхе и создании там в военное время известного напитка «Фанта», причём из всяческого «вторсырья».
И всё же эта работа представляет собою увлекательное погружение в историю полуторатысячелетней эволюции св. Николая в Санту.
Comments