top of page
Фото автораРуперт Шелдрейк

Интегральный диалог с Рупертом Шелдрейком

В онлайн-журнале «Эрос и Космос» мы опубликовали интервью с д-ром Рупертом Шелдрейком, автором теории морфического резонанса и морфогенетических полей.



Концепции Шелдрейка с уважением рассматриваются в интегральной метатеории Кена Уилбера (см., например, «Фрагмент А»).


Евгений Пустошкин, Татьяна Парфёнова, Руперт Шелдрейк (г. Лондон, 2019)

Само интервью мы с Татьяной Парфёновой записали 10 октября 2019 года в доме д-ра Шелдрейка (г. Лондон). Материал публикуется впервые — благодаря, в том числе, усилиям редактора ЭК Сергея Гуленкина, подготовившего русские субтитры и транскрипт, и Павла Краснова, выполнившего пост-продакшн.


Евгений Пустошкин и Руперт Шелдрейк (г. Лондон). Фото © Татьяна Парфёнова

«Расширенный разум: интервью с Рупертом Шелдрейком»


В новом эпизоде проекта «Интегральный диалог» — беседа с Рупертом Шелдрейком, доктором биохимии, исследователем физиологии растений, исследователем сознания и автором теории морфического резонанса. Данное интервью было записано в доме д-ра Шелдрейка в Лондоне в октябре 2019; публикуется впервые в онлайн-журнале «Эрос и Космос».


«Морфический резонанс связан с памятью в природе. Я говорю о том, что во всей Вселенной и во всей природе есть своего рода память; что так называемые законы природы больше похожи на привычки. В конвенциональной науке люди предполагают, что все законы природы были зафиксированы в момент Большого взрыва как своего рода космический Кодекс Наполеона. Я говорю, что в радикально эволюционирующей Вселенной, в которой мы живем, сами законы эволюционируют, и на самом деле они больше похожи на привычки. А это значит, что эволюция гораздо более творческая, чем мы обычно думаем. Всё не просто регулируется фиксированными законами, всё развивается. У каждого вида животных или растений есть коллективная память, каждый вносит в нее свой вклад и опирается на нее».

«Я думаю, что наш разум все время простирается за пределы нашего мозга, и я думаю, что разум лучше всего рассматривать как серию полей. Они уходят корнями в мозг, но выходят за его пределы. Поле магнита коренится в магните, но оно незримо простирается за пределы магнита. Поле, гравитационное поле Земли находится в Земле, но оно простирается далеко за пределы Земли, оно удерживает Луну на своей орбите. Поле мобильного телефона — это электромагнитное поле внутри телефона, но оно невидимо простирается вокруг него. И я думаю, что наш разум, наши поля, поля восприятия, например, связанные со зрением, находятся внутри нашего мозга, но простираются за его пределы. Как только человек осознаёт, что разум простирается за пределы мозга в обычном восприятии, в каждом акте зрения, не только у людей, но и у всех животных, у которых есть формирующие изображение глаза, тогда он понимает, что материалистический взгляд „это всё в мозге“ крайне ограничен. На самом деле это догматическое предположение вообще не доказано наукой, это просто предположение. И всё остальное в физической природе основано на полях: атомы, молекулы, гравитация, магнетизм, радио или свет. Всё это полевые явления. Таким образом, ученые застряли в своего рода дополевой теории мозга XIX века, которая представляет собой просто механическую систему, действующую локально. Это просто такой старомодный взгляд, и он полностью противоречит нашему собственному непосредственному опыту».

Евгений Пустошкин в доме Руперта Шелдрейка (г. Лондон, 2019). Фото © Татьяна Парфёнова

Смотреть интервью и читать транскрипт: https://eroskosmos.org/extended-mind-rupert-sheldrake

Comments


bottom of page