Когда Шеллинг говорит, что «философствовать о природе — значит создавать природу», это высказывание не следует приравнивать к сходному, на первый взгляд, утверждению Канта: «Желающий познать мир должен вначале его изготовить — в своём собственном „я“». Подход Канта к изучению природы обоснован в субъективном волюнтаризме, в рамках которого философ изготавливает «природу» в качестве своего объекта в соответствии с трансцендентально выведенными категориями, прочерчивающими границы его опыта. Натурфилософия Шеллинга, напротив, ре-интерпретирует эпистемическую позицию естественнонаучного учёного: там, где посткантианский учёный может лишь улавливать самого себя как того, кто мыслит о природе из точки за пределами этой природы, научный метод Шеллинга подразумевает пробуждение к самому себе как «природе, которая сама философствует (autophusis philosophia)». Грант описывает это следующим образом: «То, что мыслит во мне, есть то, что вне меня». Если натурфилософ способен мыслить как природа, он становится «новым видом, вооружённым новыми органами мышления». <…>
Натурфилософ приходит к пониманию «Природы как субъекта». Это не позиция Канта о том, что природа неизбежно подчиняется трансцендентальной структуре человеческого разума, но, скорее, противоположное утверждение, что человеческое сознание как таковое есть воспроизведение неизъяснимой субъективности природы. Там, где Кант утверждает, что мы не можем знать природу саму по себе, а Фихте — что природа есть моя собственная проекция, Шеллинг возвращает нас к странности нашей собственной человечности, чтобы мы задались вопросом: «Действительно ли мы знаем, кто или что мы есть или откуда мы пришли?» Большинство людей отворачиваются от того, что сокрыто внутри них самих, в точности как они отворачиваются от глубин великой жизни и остерегаются бросать взор на бездны прошлого, которые всё ещё в нас присутствуют в той же мере, в какой и настоящее. <…>
Наша уникальность как людей состоит в том, что мы воспроизводим самую суть природы как таковой. Более того, коль скоро природа продолжает быть нашей основой, отражение нашего сознания в этой основе порождает самосознание: человечество — это природа, осознавшая себя как субъекта. Тогда как другие организмы остаются погружены в единство природного становления, человек, наподобие божественному, есть то, что извечно начинается, всегда решает по новой воссоздавать себя в попытке преодолеть неискоренимую инаковость внутри себя (то есть зло). В отличие от божественного, однако, для человека нет необходимой уверенности, что любовь победит зло, что инаковость будет снова динамически вовлечена в вечном круговороте священного бракосочетания. Отсюда и падение в историю, возникновение государства и страдание и смятение земной человеческой жизни, в которой зло постоянно экстернализируется и проецируется вовне.
В конечном счёте, Кант, видимо, был прав в своём высказывании о единственной травинке. Жизнь её запредельна конечному пониманию. Насколько же ещё более запредельна жизнь Бога! Для Шеллинга божественная жизнь являет себя в эволюции вселенной — как в её космической фазе (изначальная битва между гравитацией и светом), так и в её антропной фазе (духовная битва между добром и злом): «Рождение духа в царстве истории — как рождение света в царстве природы». Наша человечность в своём существовании зависит от бездонных глубин природы — той же самой безосновности, которая сначала привела самого Бога к сознанию. Но в отличие от Бога человеческое существо «никогда не обретает контроля над своим состоянием, поскольку оно лишь на время ему одалживается».
— Мэтью Дэвид Сигалл, «Эмерджентное возвращение Шеллинга: философия во времена кризиса» (The Re-Emergence of Schelling: Philosophy in a Time of Emergency, 2014)
Мэтью Дэвид Сигалл — трансдисциплинарный исследователь, доцент кафедры философии, космологии и сознания Калифорнийского института интегральных исследований (г. Сан-Франциско), председатель научно-консультативного комитета Института Кобба. Специализируется на реляционной философии процесса А. Н. Уайтхеда и ведёт блог Footnotes2Plato. На сайте блога цитируемая книга о Шеллинге доступна для бесплатного скачивания.
Пер. цитаты с англ. выполнил Евгений Пустошкин собственноручно, без использования ИИ, — все преимущества и недостатки перевода принадлежат живому разуму, отражают жизнь и творческий поток сознавания и не несут в себе машинной печати нейросетей.
コメント