Вчера (25 марта 2025) в возрасте 69 лет ушёл Эндрю Коэн, противоречивый и во многом, пожалуй, талантливый учитель/духовный спикер в стиле «неоадвайты», прославившийся своими книгами, работой (вместе с коллегами) над журналом «Что такое просветление?» (впоследствии переименован был в EnlightenNext), а также чудесными диалогами с Кеном Уилбером («Гуру и пандит»). У Кена он многое почерпнул и попытался изложить заимствованные идеи в своём учении «эволюционное просветление».

Ушёл внезапно. Сердце.
(Неужели ещё одна жертва вакцинации или длинного ковида? Количество ушедших людей за последние несколько месяцев зашкаливает.)
Несколько лет назад ближайшие ученики Коэна взбунтовались против того, что они считали (скорее всего, обосновано) слишком явной тенью и дисфункцией своего учителя, который славился жёстким третированием своих учеников. Коэн прекратил на какое-то время преподавание, указал на то, что он начал проходить психотерапию, потом возобновил учительскую деятельность уже, кажется, с меньшим кругом адептов. Очевидно, это была труднейшая экзистенциальная ситуация для всех, кто был в его организации, включая его самого.
Это очередной пример, как важно, чтобы теневые дисфункции были под контролем и супервизией, особенно если человек работает с людьми в психодуховном ключе, так как вместе с духовными прозрениями просачиваются совершенно инфантильные «презрения». Утверждают, что Коэну было свойственно нарциссическое проявление (качели грандиозности/ничтожности, в коммуникации с другими — обесценивание их личного «я»). Не знаю, так или нет, но звучит правдоподобно. Уж сколько «гур» упало в эту бездну...
С другой стороны, среди моих американских и европейских знакомых/коллег есть и защитники Эндрю Коэна. Это те люди, кто знал его на протяжении десятилетий с совершенно иной стороны, зачастую будучи его друзьями. Помимо этого, вокруг Эндрю Коэна собирались много талантливых людей, которые в процессе созрели в качестве интересных философов, учителей, исследователей, издателей публикаций, которые продолжают приносить благо миру, несмотря на отречение от того, что они воспринимали в качестве ошибок своего «старшего товарища». Древо познают, в том числе, по плодам его, а плоды были и есть.
Несомненно, их сердце было ранено дисфункциональной стороной Эндрю Коэна. И несомненно, что его страстные попытки духовной реализации, его попытки развивать учение об эволюционном просветлении что-то да значили, кого-то сильно вдохновили, направили на путь искания духовной истины. Журнал и мероприятия, которые талантливые участники его команды организовывали под его лидерством, были действительно ценными.
Жизнь человеческая трагична и парадоксальна. Теперь, когда Эндрю Коэн внезапно ушёл, есть возможность более объективно взглянуть на его наследие, перечитать его книги, перечитать выпуски журнала. Сам я только один раз в течение минуты разговаривал с ним на международном трансперсональном конгрессе в Москве в 2010 году. Он был предельно вежлив, уделил мне полноту внимания, хотя было душновато, а журналисты его невежливо оттягивали от меня (сейчас я бы более жёстко осёк их, так как вели себя они некрасиво). Ещё я тогда вкратце побеседовал с его супругой Алькой, которая оставила очень приятное впечатление силой своего присутствия.
Один раз, пару-тройку лет назад, из соображений исследовательского интереса я попытался поучаствовать в вебинаре Коэна, чтобы прочувствовать, о чём он сейчас. Мне не зашло особо, так как у Коэна на тот момент не было, как мне показалось, особой методологии ведения онлайн-группы, преподавания медитации. Не зашла мне и его книга про эволюционное просветление, которая была сильнейшим заимствованием у интегрального подхода без должного, как мне показалось на момент прочтения, указания авторства идей.
Тем не менее, я признаю, что особую, вполне значимую роль Коэна в мировой постконвенциональной культуре трудно отрицать, как нельзя отрицать и проблему того, как дисфункциональные расстройства личности вмешиваются в духовную жизнь индивидуумов и коллективов; всему миру и его специализированным сообществам ещё предстоит серьезно прорабатывать эту проблематику (и огромный вклад в понимание этих процессов сделали и трансперсональная психология, и интегральный подход).
Коэн настаивал на роли эволюционного импульса в нашем бытии. Насущная необходимость эволюции толкает нас на спонтанную творческую проявленность в мире. Важно сонастраиваться с этими пульсациями мира формы, возникающими из великого Ничто, которое вместе с тем Всё.
Как бы то ни было, все люди имеют право сделать свой вклад в космическое морфогенетическое сверхполе. Коэн его, безусловно, сделал, а возможно — и продолжит свой труд в иных мирах.
Светлого перехода, Эндрю Коэн! Соболезнования всем его близким и кто его знал.
Comments