После всероссийской конференции «Исследования сознания», проходившей в петербургском Институте философии человека РГПУ им. Герцена, мы с Таней встретились на следующий день с Олегом Бахтияровым, одним из членов оргкомитета конференции. Наша встреча прошла в «Подписных изданиях» на Литейном.
Олег Георгиевич является легендой исследований сознания (психотехнической, психопраксической линии), значимость его работы — всемирная. Я уверен, что в XXI веке по мере углубления кросскультурных контактов его новаторская работа в сфере психонетики обретёт признание и за рубежом среди релевантных исследователей-практиков.
В конце встречи Олег Георгиевич отметил важность трудов Кена Уилбера, который, по его словам, даёт успешное обобщающее завершение множеству исследовательских линий.
Я это интерпретирую так, что на основе в том числе уилберовского метапарадигматического обзора всех достижений человеческой деятельности можно выстраивать конструктивное новаторство и совершать марш-броски в новизну.
В последних своих работах Уилбер говорит о диалектике «космической памяти» и «космического творчества»: каждое мгновение (мгновение микрокосма и макрокосма) порождает ничем не обусловленную новизну, которая всецело трансцендирует всеединство предыдущего мгновения, но при этом всё же вступает с ним, с этим космическим воспоминанием, в синергийный диалог — не разрушая, но, если можно так выразиться, интенсифицируя флюоресцентность и осцилляцию форм.
В этом смысле бахтияровская свобода Воли не противоречит космической памяти там, где она, Воля, постигается как естественное недвойственное космопроявление, запредельное дуалистическим умопостроениям и обусловленным представлениям. Индивидуальное волящее самосознание находится в едином континууме с космогенезом и космической Волей и способно синергетично соучаствовать в творении
Парадокс свободы воли разрешается при доступе к недуальной природе сознания как такового, и эта природа вольно и ничем не обусловленно всегда уже присутствует в Настоящем. Задача единичной вибрации, единичного сознающего существа состоит лишь в распознавании этой вездесущей и непреходящей данности, таковости, «всегда присутствующего истока» (Гебсер), условия всех условий.
تعليقات