top of page

Немонотонность как важная характеристика практики внимательности

Редактор «Эроса и Космоса» и преподаватель йоги Сергей Гуленкин перевёл важнейший материал для любого, кто серьёзно интересуется практиками медитации, осознанности, внимательности.



«Может ли внимательности быть слишком много? Ценность срединного пути» — систематизирующее исследование Уиллоуби Бриттон, которое показывает, что «больше — не значит лучше», — и это касается не только лекарств, спорта и иной деятельности, но и практик осознанности/медитации.


Бриттон говорит о немонотонности как важной характеристике, проявляющейся при наблюдении за практикующими медитацию (речь идёт не об «олимпийского уровня» медитаторах-йогинах с соответствующей подготовкой, а о простых людях; если вы читаете этот пост в фейсбуке или иной соцсети, 99% вероятности, что вы такой же простой человек, как и мы все).


Под немонотонностью понимается не нечто противоположное «монотонному труду», а «перевёрнутая U-образная кривая или немонотонное взаимоотношение между психологическими или физиологическими процессами и благополучием». Иными словами, любое лекарство, в том числе и медитацию (а также йогу, спорт, что угодно), надо принимать сбалансированным образом. Не переусердствовать.


В этой статье идут отсылки на эмпирический материал, показывающий, где и как могут быть перегибы (и они, как подтверждает моя собственная частная психологическая практика, весьма распространены среди медитаторов).


Но я бы ещё хотел сказать о более повседневном понимании монотонности. Дело в том, что зачастую практика медитации подаётся как нечто монотонное уже в обыденном смысле (как «монотонный труд»). Монотония, как известно, приводит к выгоранию, истощению внутренних резервов человека, истощению его творческого потенциала.


Важно создавать программы обучения осознанности, медитации, психологическим навыкам, которые основываются не на монотонности (а также ложной идее, будто «больше — лучше» и якобы надо «вкалывать» и «е@ашить практику» — бездумно и без понимания U-образного колокола распределения эффектов), а на обратной связи с живой психофизической Цельностью человека, в живом, открывающемся диалоге, с более нелинейными и фрактальными адаптивными алгоритмами. Стабильность практики необходимо сочетать с живым адаптивным резонансом, позволяющим вносить коррективы.


Такое понимание немонотонности (в обоих смыслах слова) последнее десятилетие лежит в основе моей собственной практики (не только самоисследования и самотрансформации, но и проведения обучающих мероприятий, семинаров, тренингов) и всей нашей деятельности — в интегральной медитации и холосценденции.


Уиллоуби Бриттон
Уиллоуби Бриттон

«Предшествующие исследования показали, что очень немногие, если таковые вообще есть, психологические или физиологические процессы являются универсально полезными. Напротив, положительные явления, как правило, следуют немонотонной или перевёрнутой U-образной траектории, когда обыкновенно позитивные эффекты в конце концов оказываются отрицательными. В этом обзоре рассматривается, какие признаки немонотонности можно обнаружить в случае процессов, относящихся к внимательности (mindfulness — также: „практика осознанности“). Ряд процессов, связанных с внимательностью — включая осознанное направление внимания (наблюдающее осознавание, интероцепция), качества внимательности, осознанное регулирование эмоций (префронтальный контроль, децентрация, подверженность воздействию, принятие) и медитативную практику, — обнаруживают признаки немонотонности».

Сам переводчик Сергей Гулёнкин даёт такой комментарий, с которым я всецело согласен:

«Подготовил новый перевод статьи, в которой анализируются впечатляющие результаты исследований медитации за последние десятилетия и даются ценные советы по балансированию практики и технике безопасности в этом деле. Статья очень важная, хотя и остаётся в поле академической науки и не затрагивает трансперсональные, надрациональные смыслы (то есть оперирует только на уровне относительной истины, а не абсолютной, если использовать буддийские понятия). И всё же грамотно работая с реальностью относительной, мы можем лучше понять что-то и о том, что, возможно, выходит за её пределы. Перефразируя слова российского художника Дмитрия Александровича Пригова — нужно верно проводить предел Тайны, чтобы Тайна не профанировалась».

Читать текст статьи Уиллоуби Бриттон: http://eroskosmos.org/can-mindfulness-be-too-much-of-a-good-thing/


511 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page