top of page
Фото автораЕвгений Пустошкин

Мистическая светозарность как универсальный феномен психологии духовности. Об интервью трансперсонолога Джонатана Динсмора


Джонатан Динсмор. Мистическая светозарность (свечение)

Превосходное новое интервью на канале New Thinking Allowed — на этот раз по теме мистической светозарности (мистического свечения, света). Джеффри Мишлав здесь интервьюирует Джонатана Динсмора, преподавателя психологии в Арканзасском университете и автора книги «Опыт мистической светозарности: Создание конструкта, обоснованного в феноменологии» (Mystical Luminosity Experience: The Initiation of a Construct Grounded in Phenomenology, 2024).


Светозарность, или видения света, мистического свечения, встречаются практически в любой религиозной и духовной традиции (см., например, видение Фаворского света в исихазме, требующее отдельного изучения). В буддологических работах термин luminosity часто не очень удачно, на мой взгляд, переводят как «светоносность», что придаёт ему, скорее, абстрактный смысл, тогда как, с феноменологических позиций, на мой взгляд, логичнее было бы говорить о светозарности/лучезарности или хотя бы яркости.



Джонатан Динсмор, «Опыт мистической светозарности» (2024)
Джонатан Динсмор, «Опыт мистической светозарности» (2024)

В практике медитации свечение и различные световые феномены встречаются часто. Некоторые созерцательные школы пренебрегают феноменологией изменённых состояний восприятия, настаивая на том, что, мол, это лишь побочные феномены, на которые не следует отвлекаться. Другие школы впадают в противоположную крайность и излишне цепляются за эти перцептивные сияния. Истина, как всегда, где-то посередине.


Интегральный подход к исследованию медитативного опыта включает понимание полного спектра медитативно-созерцательного пути, но при этом он должен включать и внимательное отношение к завихрениям феноменологического поля, включая созерцания внутреннего света. Светозарные феномены (наряду со звуковыми) являются квинтэссенцией того, что в систематике интегрального подхода Кена Уилбера и разных традиций называется мистикой тонкого состояния (мистицизм божеств, духовных существ). Зачастую это трансформирующие жизнь вершинные состояния, оказывающие целительное воздействие на человека.


Нас, как интегральных исследователей-практиков, в особенности связанных с психологической психотерапией, это не может не интересовать!



Аннотация к книге Динсмора «Опыт мистической светозарности» (машинный DeepL-перевод)

Свет божественной или трансцендентной природы широко почитается в различных религиозных и мистических традициях по всему миру, а о сиянии с мистическими качествами, такими как любовь, блаженство, мир и ноэтическое постижение, часто сообщают и современные люди, пережившие этот опыт. Несмотря на то, что мистическое сияние описывается как глубоко значимый, священный и трансформирующий опыт, ему уделяется относительно мало внимания в современной науке и научных исследованиях, а эмпирически оно изучается только в отдельных контекстах, таких как околосмертные переживания (NDE) или созерцательные практики. В данном исследовании рассматривается феноменология, связывающая мистическое сияние в различных контекстах переживания, с целью построения феноменологически обоснованной теоретической модели. Затем обобщается трехчастное исследование смешанными методами с использованием новой шкалы опыта мистического сияния, основанной на этой модели, и приводятся результаты, в целом подтверждающие и уточняющие эту модель.

Ниже также приведён краткий пересказ этого интервью, выполненный ИИ-сервисом Яндекс Браузера (при помощи этого же браузера можно попробовать послушать интервью в автоматическом переводе), — текст мною незначительно скорректирован:


Мистическое свечение (мистическая светозарность) с Джонатаном Динсмором (ИИ-пересказ)


00:00 Введение

• Представление Калифорнийского института наук о человеке.

• Джеффри Мишлов и Джонатан Динсмор обсуждают мистическое свечение (светозарность).

• Джонатан Динсмор, автор книги «Опыт мистической светозарности».

01:20 Мистическое свечение

• Джонатан Динсмор исследует концепцию мистического свечения.

• Джеффри Мишлов поддерживает эмпирический подход к изучению мистических переживаний.

• Примеры мистических переживаний из разных культур и исторических периодов.

03:35 Пример Федерико Фаджина

• Федерико Фаджин описывает свое мистическое переживание.

• Опыт произошел спонтанно, без предвестников.

• Ощущение света и любви, исходящего из сердечного центра.

06:08 Влияние мистического опыта

• Опыт Фаджина изменил его жизнь и карьеру.

• Он стал теоретиком в области сознания и идеализма.

• Мистические переживания могут полностью изменить взгляды на мир.

09:07 Примеры других известных людей

• Филип К. Дик и Никола Тесла также имели мистические переживания.

• Мистический свет может быть вызван различными стимулами, такими как солнечный свет или пламя.

• Религиозные традиции часто описывают мистический свет в контексте своей теологии.

10:49 Культурный контекст

• Мистические переживания происходят в культурном контексте.

• Люди часто разочарованы отсутствием рамок для понимания этих переживаний.

• Интеграция мистических переживаний в повседневную жизнь требует изучения различных источников и традиций.

12:25 Свет в религиях

• В Евангелии от Иоанна и Коране Бог описывается как свет.

• В буддизме и шаманизме также есть ссылки на свет.

• Свет занимает центральное место в зороастризме и других религиях.

13:20 Влияние света на религии

• Поклонение огню в некоторых традициях символизирует божественный свет.

• Христианская традиция и неоплатонизм также связаны с идеей света.

• В каббале свет рассматривается как бесконечный и призматический.

14:30 Современные исследования мистицизма

• Современные исследования сосредоточены на опыте мистиков.

• Важно учитывать культурный контекст и эмпирические данные.

• Исследования показывают, что мистический опыт имеет схожие черты в разных культурах.

15:31 Дебаты о мистицизме

• Спор между сторонниками вечности и контекстуалистами.

• Опыт мистиков может быть одинаковым, несмотря на культурные различия.

• Пример сердечного приступа иллюстрирует физиологический процесс, который проявляется одинаково в разных культурах.

18:47 Околосмертный опыт

• Околосмертный опыт часто включает движение по туннелю к свету.

• Свет в околосмертном опыте аналогичен мистическому сиянию.

• Психоделический опыт также связан с мистическим светом.

21:00 Измерение мистического опыта

• Важно измерять мистический опыт для научных исследований.

• Разработан психологический опросник для измерения мистического опыта.

• Шкала Грейсона используется для измерения околосмертных переживаний.

22:40 Введение в исследование

• Цель исследования - измерить опыт, который не является метафорой.

• Участники оценивают варианты завершения предложения, описывающие опыт света.

• Опыт включает глубокую любовь, единство всего, ясность и реальность.

23:39 Теоретические аспекты опыта

• Опыт основан на теоретизированных аспектах.

• Оценка пунктов выше определенного порога указывает на наличие опыта.

• Примеры из каббалы и буддизма описывают свет как метафору.

24:45 Переход от темноты к свету

• В различных традициях описывается переход от темноты к свету.

• Околосмертные переживания также описывают этот процесс.

• Важно изучать современный опыт, используя традиции как фон.

26:33 Фрактальные уровни света

• Мистические писания описывают множество уровней света.

• В каббале свет связан с различными сфирот.

• В современном мире свет может быть связан с харизматичными людьми.

29:22 Биолюминесценция и чакры

• Исследования показывают, что чакры излучают больше фотонов.

• Это вызывает вопросы о физическом свете и его связи с чакрами.

• Теория Саймона Нока о фоновом излучении и виртуальных фотонах.

31:43 Плазма и самосознание

• Физики обсуждают свойства плазмы и её связь с самосознанием.

• Плазма может быть в нашем теле, что вызывает интерес.

• Наука может продвинуться в понимании этих явлений через тысячу лет.

32:37 Свет при смерти

• Сообщения о свете при смерти включают околосмертные переживания и обычные случаи.

• Свет может быть связан с мистическими качествами.

• Исследования должны учитывать мистические качества для точного понимания феномена.

34:19 История Джорджа Харрисона

• Джордж Харрисон хотел умереть осознанно и полностью пробудиться.

• Его жена описала яркий свет, исходящий от него в момент смерти.

• Это подчеркивает важность изучения различных типов мистического свечения.

34:56 Музыка и мистицизм

• Обсуждение значимости музыки и мистицизма.

• Примеры известных личностей, таких как Никола Тесла и Джордж Харрисон.

• Важность изучения мистических явлений.

35:45 Интервью и феноменологические исследования

• Проведение количественных и качественных исследований.

• Интеграция феноменологических методов в психологическую науку.

• Опрос 15 человек для сбора феноменологических отчетов.

36:43 Анализ данных и темы

• Анализ стенограмм интервью для выявления общих тем.

• Разнообразие опыта участников, включая околосмертные переживания и пробуждение кундалини.

• Описание света как особого явления с уникальными качествами.

38:56 Концепция кундалини

• Объяснение термина «кундалини» из йогической и индуистской традиций.

• Описание опыта как энергетического соматического переживания.

• Примеры описаний участников, включая электрические и тепловые ощущения.

41:43 Мистическое свечение и феноменологический подход

• Мистическое свечение как реальное переживание.

• Феноменологический научный подход, ставящий опыт людей в центр исследования.

• Возможность существования различных типов опыта света.

43:21 Парапсихологические исследования и ошибки сопоставления абстракций

• Обсуждение парапсихологических исследований и их ограничений.

• Пример ошибки сопоставления абстракций в объяснении околосмертных переживаний.

• Важность качественных исследований для предотвращения ошибочных гипотез.

46:53 Критика материализма

• Материализм не объясняет все детали опыта.

• Идеалисты считают, что материализм нарушает принцип бережливости.

• Сознание более тесно связано с опытом, чем материальный мир.

48:31 Эмпирические свидетельства

• Околосмертные переживания подтверждают существование внетелесного опыта.

• Единичные случаи могут быть достаточными для доказательства существования.

• Психологическое воздействие систем верований, включая материализм.

51:32 Феноменология и психическое здоровье

• Важность феноменологических деталей для оценки реальности опыта.

• Влияние околосмертных переживаний на психическое здоровье.

• Экзистенциальная изоляция и необходимость особого ухода для людей с такими переживаниями.

54:49 Социальные и духовные изменения

• Трудности интеграции мистических переживаний в повседневную жизнь.

• Необходимость изменений в профессии и окружении.

• Поиск духовного сообщества в онлайн-сообществах.

57:16 Заключение

• Благодарность за новаторскую работу и перспективы на будущее.

Comments


bottom of page