Приверженность по сути является посвящением себя чему-то, приближающим вас к тому, что вы хотите сделать. Вы используете волю, чтобы приблизить себя к тому, что вы хотите, — к своей цели. Мы говорим, что на самом сущностном уровне нет веры, есть только знание. То же самое и с приверженностью: в Сущности нет такой вещи, как приверженность. Есть просто бытие. Когда вы являетесь своей сущностью, вы не преданы себе; вы и есть вы.
С: Не могли бы вы связать это с тем, что вы сказали о дырах? Кажется, что вера имеет какое-то отношение к тому, чтобы по-настоящему пройти весь путь погружения в дыру. Сначала я чуть погружаюсь в дыру и тут же прихожу в ужас. Как будто у меня нет веры, чтобы идти дальше.
А.Х.: Да. В такой момент у вас отсутствует вера, потому что вы не знаете, что на самом деле там внизу. Можно не так далеко продвинуться, просто доверяя, что вы будете в порядке. Когда всё становится действительно страшно, ваша вера становится шаткой, потому что ваша вера всё ещё не является верой прямого восприятия. Несмотря на это, иногда удаётся продолжать проходить через страх. Вы совершаете то, что называется «прыжок веры». Вы прыгаете — и узнаете, что там. Там могут быть змеи в дыре или что-то, что вы искали. Вы не знаете этого. Это и есть прыжок веры.
Таким образом, вера может вывести вас на определенный уровень, но она не может провести вас через весь путь. В какой-то момент вам предстоит совершить прыжок от веры к знанию. Между умом и Сущностью всегда необходим прыжок. Ум личности может зайти далеко на пути к Сущности, однако он не способен пройти до конца. Сущность и это качество ума находятся в двух разных плоскостях, на двух разных уровнях. На каком-то этапе ваши ум и эмоции доходят до предела своих возможностей. Этот предел всё еще не является Сущностью. Вы должны прыгать.
Когда вы находитесь на пределе своей веры, вы видите эту огромную, тёмную бездну. Возможно, вы скажете: «Я собираюсь прыгать». Если у вас есть кто-то, кому вы доверяете, это очень помогает. Когда кто-то будет там, кто скажет: «Да, я знаю, что внутри этой дыры. Я был там. Я буду держать вас за руку», — вы можете ответить, — «Хорошо. Я боюсь, как чёрт ладана, но раз вы говорите, что были там, и вы вышли оттуда, и вы выглядите довольно хорошо, я попробую сделать это». Обычно вы можете сделать этот прыжок веры самостоятельно только тогда, когда вам это действительно необходимо, когда вы поставили себя в обстоятельства, которые не оставляют выбора. Что ещё вам остается делать? Вы не можете пойти назад. Это правда, что вы не знаете, что произойдёт, но вы устали от старой жизни. Вы должны попробовать что-то новое. Что-то новое — прыгать в пропасть.
Одна из основных функций учителя или проводника заключается в том, чтобы помочь вам совершить этот прыжок. Когда вы испытываете ощущение наличия той или иной дыры, ваш проводник может знать, что в нижней части этой пропасти находится глубинное состояние или качество Сущности. На самом деле, проводник часто будет проявлять качество, находящееся за этой бездной, что придаст вам больше веры.
— А. Х. Алмаас, «Элементы настоящего в человеке» (пер. с англ.: А. Макаров под ред. Е. Пустошкина и А. Нариньяни; новое русское издание в процессе подготовки)
Comments