top of page

Интегральный мифопоэз, мифическая структура сознания, тонкое имагинальное пространство, метамифология. О статье в сборнике Большого Философского Собора

Фото автора: Евгений ПустошкинЕвгений Пустошкин

Ближе к концу 2024 года вышел сборник докладов II-го Большого Философского Собора, озаглавленный «Русский миф как основание русской идеи. Антропологические доводы» (собор организовало «Объединённое Движение „Русская Философия“»).


Второй Большой Философский Собор «Русский миф как основание русской идеи. Антропологические доводы». Сборник докладов. — М.: ИД «Русская Философия», 2024. — 664 с. ISBN 978-5-6052616-3-6
Второй Большой Философский Собор «Русский миф как основание русской идеи. Антропологические доводы». Сборник докладов. — М.: ИД «Русская Философия», 2024. — 664 с. ISBN 978-5-6052616-3-6




В сборник включена моя довольно объёмная статья под названием «Интегральный мифопоэз как синергийное сотворчество русско-российского мифа. Мифическая структура сознания, тонкое имагинальное пространство и метамифология». Статья дополнена и расширена в сравнении с произнесённым докладом.



Зеркало в VK Видео


Такова польза участия в подобных тематических конференциях и соборах: организаторы задают тематизм и приглашают изложить свои философские (и, надо сказать, приветствуют трансдисциплинарные) изыскания. Без этого мероприятия я, возможно, не скоро бы погрузился в осмысление мифической структуры сознания.


Пустошкин Е. А. Интегральный мифопоэз как синергийное сотворчество русско-российского мифа. Мифическая структура сознания, тонкое имагинальное пространство и метамифология // Второй Большой Философский Собор «Русский миф как основание русской идеи. Антропологические доводы». Сборник докладов. — М.: ИД «Русская Философия», 2024. С. 539–565.
Пустошкин Е. А. Интегральный мифопоэз как синергийное сотворчество русско-российского мифа. Мифическая структура сознания, тонкое имагинальное пространство и метамифология // Второй Большой Философский Собор «Русский миф как основание русской идеи. Антропологические доводы». Сборник докладов. — М.: ИД «Русская Философия», 2024. С. 539–565.

Поработав над докладом, а впоследствии — над статьёй (которая сильно расширила и углубила рассмотренное мною в докладе), я неожиданно осознал, что тема мифологии заиграла для меня совершенно новыми красками. Мне никогда не был свойственен мифический ретроромантизм, но что мне точно было свойственно — недопонимание той всепронизывающей роли, которую магические и мифические сюжеты играют в жизни современного человека — даже тех людей, которые более-менее стабильно опираются на более рациональные и пострациональные структуры сознания.


Русский миф как основание русской идеи. Антропологические доводы. Второй Большой Философский Собор

Мифами пропитана наша жизнь: мы думаем, что обладаем рациональной картиной мира, но она в действительности базируется на очень вероятностных (и часто неверных) аппроксимациях в отношении всего нами неведомого. Мифическое даёт нам чувство упорядоченности в мире хаоса. Помимо всего прочего, миф — конденсат воображаемых смыслов, голограмма, позволяющая прикоснуться к архетипическому.


Поэтому я и прихожу к пониманию, что миф никуда не уходит из нашей жизни, ибо даже само «изгнание мифа» есть миф. Мифическое как базовая структура сознания продолжает действовать в нас даже на рациональной, плюралистической или интегральной стадиях развития сознания.


Нейросетка механизмов нашего сознания по подобию постоянно распространяет ведомое на неведомое, дорисовывает и пририсовывает к реальности гештальты, которых там может и не быть…


Но без этого невозможно иметь твёрдую константность мировосприятия, и мифическое пространство является заповедной зоной, которую необходимо охранять в любом культурном поле.


Именно на магическое и мифическое часто направлена пропагандистская и более масштабная психоисторическая агрессия. Она под видом рациональных нарративов в действительности атакует наше мифическое сознание, вернее — бессознательное.



Означает ли это, что нужно отказываться от рациональности и её способов познавания? Совершенно нет. Нам нужно больше рациональности и диалектического познавания реальности через задействование. Однако также нам необходимо и большее понимание нашего нежного, сказочного подбрюшья — магических и мифических мифологем, равно как и рациональных, плюралистических и интегральных мифологем.


Миф не есть всё, но от него не скрыться. Бессознательное, над нами царствующее, структурировано как миф.


Можно ли сказать, что я полностью раскрыл тему, справился со всеми нитями начатого мною в отношении мифов расследования? Отнюдь. Хотя я посвятил её проработке несколько месяцев и ознакомился со множеством работ в процессе, времени, как всегда, хватило лишь на курсивное творческое раскрытие этого плодородного смыслового поля. Буду рад, если другие исследователи найдут мою работу полезной и раскроют намеченные в ней векторы, возможно — с совершенно неожиданных сторон.

Comments


© 2017–2024 «Transcendelia. Блог Евгения Пустошкина».

  • Facebook - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
bottom of page