top of page
Фото автораЕвгений Пустошкин

Интегральный мифопоэз как синергийное сотворчество русско-российского мифа. Видео



Зеркало в «VK Видео»


«Интегральный мифопоэз как синергийное сотворчество русско-российского мифа. Мифическая структура сознания, тонкое имагинальное пространство и метамифология»


Евгений Пустошкин

Доклад на II-м Большом философском соборе

 

1. Существует как минимум две полярности интерпретации понятий «миф» и «мифическое»:

(1) миф как «небылица» — некая сюжетообразующая сказка, которая деконструируется при свете лампады просвещённого, критически и эмпирически настроенного разума (упрощённо: миф как то, чем не следует увлекаться);

(2) миф как «быль» или «былина», отражающая более глубокую, утончённую или возвышенную правду (упрощённо: миф как то, чем обязательно нужно увлекаться).

 

2. Частичная истина есть у обеих полярностей, а также есть и ещё большая многовариантность толкований. Необходимо обратиться к процессу выявления балансирующей, срединной, интегрирующей метаперспективы, свободно обозревающей основные взгляды на миф и мифическое.

 

3. В такой метаперспективе ясно то, что миф и мифическое — жизненно важный, широкий, полифоничный феномен человеческой реальности, имеющий как конструктивные, так и неконструктивные формы.

 

4. Как бы — и исходя из какой полярности бы — мы ни интерпретировали миф, он (по крайней мере, в своей живой, актуальной, а не археологизированной, «нафталинной» форме) всегда связан с индивидуальной и/или коллективной психической энергией, имеющей значение как для активации и «пробуждения», так и для деактивации и «усыпления» индивида и общества.

 

5. Миф и мифология — это не «вещь статичная», якобы лежащая сама по себе как данность (вариант «мифа о данности») в виде нагромождения сюжетов и историй, ожидающих своего первооткрывателя, но динамический процесс со- и взаиморассказывания, соконструирования, со-творения социокультурной и индивидуальной смысловой реальности.

 

6. Мифы и мифотворчество (мифопоэз) — системообразующие аспекты положительного цивилизационного психоисторического строительства, или конструирования, а не только психоисторического деконструирования и агрессии.

 

7. Любая самосознающая и саморефлексирующая цивилизация должна сознательно работать над оздоровлением и соконструированием (точнее, включающем 4 квадранта тетраконструированием) своего цивилизационного пространства, над социо- и культурогенезом, над мифогенезом/мифопоэзом и прочими -генезами и -поэзами.

 

8. Цивилизационное психоисторическое строительство (частью которого является интегральный мифопоэз) есть процесс не просто со-творения, но четверо-творения («тетра-творения»), затрагивающего четыре основных грани реальности (с позиции интегрального психобиосоциокультурного метаподхода [Кена Уилбера]):

1) сознание и психику;

2) культуру и отношения;

3) биологию и поведение;

4) экологию и социоэкономические системы,

— со множеством уровней и стадий развития в этих квадрантах, где важным базовым уровнем является мифический уровень, или мифическая структура сознания, — также имеющая эти четыре грани психобиосоциокультурной матрицы, — и более высокие уровни не исключают этого уровня, а несут его внутри себя и способны нисходяще транслировать — в интегральном мифопоэзе — высокие энергии-смыслы посредством и фундаментального мифического (и магико-мифического) слоя сознания, обращаясь к его мощной историко-архетипической образности и символизму.

 

9. Направленный интегральный мифопоэз (мифогенез, или «мифотворчество») представляет собою кристаллизацию процессов-практик психобиосоциокультурного со-конструирования, причём особенную важность в интегральном мифопоэзе цивилизационного уровня играют сверхрациональные (диалектические интегративные и постдиалектические трансперсональные) стадии самосознания, осознающие пронизанность мирореальности процессами конструирования и их пластичность.

 

10. При этом парадоксально, что важным объектом как спонтанного, так и волюнтаристского мифопоэза являются дорациональные и дорефлексивные пласты человеческой субъективности и межсубъективности — мифическая структура сознания/мироощущения и домифические (магическая и архаическая) структуры.

 

11. Важная ошибка состоит в идее, будто в процессе развития и трансценденции эти структуры трансцендируются (превосходятся) и всецело отбрасываются, тогда как в действительности их базовые структурные аспекты трансцендируются (превосходятся) и включаются, инкорпорируются, продолжая играть важную роль в мироосмыслении и смыслосозидании, а также в энергийной активизации жизненных сил.

 

12. В низкой интерпретации («низкий миф») мифы передают сравнительно примитивные (с точки зрения рефлексивной рациональности) — но от этого вовсе не неважные, а фундаментальные, основополагающие — как бы «пустые» формы-образцы ролевого и сценарного поведения и внутреннего осмысления; эти «пустые» формы-образцы адресованы дорациональным — мифической и домифической — структурам сознания.

 

13. Тем не менее, вполне возможно, можно говорить о мифах и мифическом как линии развития, охватывающей весь спектр стадий психического и духовного развития — от дорациональных до рациональных и сверх/трансрациональных: так есть дорациональные, рациональные и сверхрациональные мифосюжеты.

 

14. В возвышенной интерпретации «высокий миф» непосредственно проистекает из имагинального пространства — нерассудочного тонкого состояния-сферы сознания, более близкого к сновидческому, а не бодрственному сознанию; это тонкое имагинальное пространство наполнено эмоционально значимой и легко насыщаемой смыслами архетипической образностью и никогда не прекращает своего воздействия на человека.

 

15. Миф как архетипический сюжетообразующий «контейнер» (контейнирующий в себе более поверхностно залегающее символическое содержание) — своеобразный целокупный гештальт-образец, паттерн-конфигурация, позволяющая сопоставить, сличить, контрастировать происходящее с собою — образцом-сценарием, что может давать эмоциональную и экзистенциальную значимость, имеющую ту или иную валентность/модальность (конструктивную и/или неконструктивную).

 

16. Метамифология как выявление универсальных паттернов мифов и мифотворчества может быть полезна в организации созидательно-оптимистического интегрального мифопоэза для синергийного сотворчества «русского мифа» и российского «метамифа».


Интегральный мифопоэз. Синергия. Мифическая структура сознания. Имагинальное пространство. Метамифология

II-й Большой философский собор «Русский миф как основание русской идеи. Антропологические доводы» (27.11–3.12.2023). Дата выступления: 2 декабря 2023.

Недавние посты

Смотреть все

Comentarios


bottom of page