«Интегральный космоцентризм. Вневременное сознавание как эволюционный потенциал и нелокальная априорность Бытия»
Евгений Пустошкин
Под влиянием материалистической повестки под термином «космос» часто понимается физический космос — внешнеположенное по отношению к планете Земля пространство — пространство «звёзд на небе» (включающее, впрочем, нашу планету).
Однако в интегральной метатеории, предложенной Кеном Уилбером в качестве одного из возможных вариантов всемирной философии, вслед за пифагорейцами под «Космосом» (Kosmos) понимается не только и не столько физическое пространство, но всеединая Цельность мира, включающая в себя множество измерений и уровней сознания-и-бытия.
Просторы Космоса — это пространства не только лишь физических тел; просторы Космоса включают в себя уровни материи, тела, разума, души и духа. Космос постигается как живое и одухотворённое целое, частями которого являются все сознающие существа, включая нас с вами.
Космос — это никогда не сугубо оторванное от субъекта онтологическое пространство: Космос пронизан сознаванием. Живая, дышащая превращениями материи и духа Вселенная сознаёт и созидает себя через конституирующих её сознающих существ, которые простираются в Великой холархии Бытия — от кварков и атомов до молекул, одноклеточных организмов, многоклеточных организмов, млекопитающих, человека и других существ.
Вследствие этой зашкаливающей и всё более и более возрастающей одушевлённости Космоса в интегральном подходе подчёркивается интимная взаимосвязь эпистемологии (сознания) × методологии (методов задействования) × онтологии (бытия). Они неразрывно едины и не существуют одно без другого: ни одному сознающему существу не доступен «взгляд из ниоткуда», описывающий чистую, сверхобъективную онтологическую картину. В любую картину всегда вплетён созерцающий её и созидающий её художник.
Это означает, однако, не отсутствие онтологических оснований, а глубокую вплетённость сознания и эпистемологии в неразводимую с ней онтологию.
При этом само сознание индивидуума структурировано как неразрывность его текущей структуры сознания (задающей форму, ёмкость, контейнер) и беспредельной, бесформенной пустоты, соответствующей сознаванию — вневременному, нелокальному, исконному, недуальному, то есть неописуемому с точки зрения каких-либо дуалистических дихотомий.
Вневременное и нелокальное, априорное сознавание предшествует любой картине бытия и является её подлинным надбытийным основанием. Это вечно непреходящий, вездесущий, всегда присутствующий Исток (как выразился бы Жан Гебсер). Но это исток не в прошлом и не в будущем, а вне времени и пространства. Всё сознаваемое время и пространство являет себя манифестациями энергий, искрящихся в открытости сознавания-как-такового.
Тем не менее, всегда присутствующий Исток словно бы воплощает в себе всю полноту потенциала и задаёт аттрактор для дальнейшей эволюции сознающей материи: отелесненные существа, в благоговении осознающие интимную априорность изначального сознавания по отношению даже к своему эмпирическому «я», начинают вступать в глубокий резонанс с беспредельным, пустотным, живительным сознающим просветом, который ближе к ним самим, чем их эмпирическая самость.
Таким образом, космоцентризм сквозь призму интегральной философии может рассматриваться в двух значениях — меньшем и большем, где предпочтение отдаётся большему.
Маленький «космоцентризм» (cosmocentrism — с маленькой буквы) — это расширение наших космологических представлений, нашего мировоззрения и технологического прогресса до охвата физических просторов открытого космоса; развитие человечества до цивилизации II, III, IV и V типов (по Николаю Кардашёву, Карлу Сагану и Митио Каку — как это формулирует Кайхан Салахов в своей работе «Объятия Вечности», опубликованной в «Эросе и Космосе» в 2018 г.).
Большой Космоцентризм (Kosmocentrism) — это эволюционная стадия восприятия и чувствования Вселенной как единой, цельной, живой, предельно взаимосвязанной, эволюционно разворачивающейся Мандалы, включающей в себя уровни материи, тела, разума, души и духа и недреманно созерцаемой безбрежным сознаванием, имеющим два аспекта: трансцендентный и имманентный. <…>
Доклад сделан 26.11.2024 на III Большом Философском Соборе.
Полный текст доклада в виде расширенной статьи будет опубликован в сборнике III Большого Философского Собора.
Comments