Центральное место в книге [Артура Кёстлера «Дух в машине»] занимает намеченная в предыдущих теория открытых иерархических систем, то есть иерархического строения всякого живого организма, «от государства термитов до Пентагона», где любая, на каждом уровне, субсистема названа им «холон» — от греческого слова «холос» — целое, с добавлением суффикса «он», указывающего на частицу и на часть. Могут быть эволюционные холоны, поведенческие, лингвистические, социальные — все, что на любом уровне, в любой иерархии, как двуликий Янус, смотрит на две стороны, являясь одновременно частью и целым: частью следующего по уровню холона и целым в отношении предыдущего. Существует свод постоянных правил, определяющих структуру и поведение холона — назовем его кодом или каноном. Ограниченная кодом деятельность холона, однако, обладает известной свободой стратегии. Распространенный в книгах Кестлера пример: паук плетет свою паутину всегда по одному предусмотренному инстинктом канону, по которому радиальные нити пересекают концентрические окружности всегда под определенным углом. В рамках этого постоянного канона, однако, существует гибкость стратегии, в зависимости от местных условий и от каждого данного паука, в создании каждой паутины, которая может располагаться на дереве или другом месте, закрепляться с четырех или более сторон. Другие инстинктивные действия — устройство птичьего гнезда, поведение пчел в улье, муравьев в их сложных сооружениях, обнаруживают, наряду с чрезвычайно жесткими правилами, большое разнообразие отдельных проявлений. Птицы, например, в случае вмешательства извне в их действия, проявляют большую «сообразительность», позволяющую довести стоящую перед ними задачу — постройку гнезда или кормление птенцов — до конца. Игра в шахматы, к примеру, предполагает твердые правила, но допускает бесчисленные возможности для игроков. То же и в творчестве, и в любой другой человеческой деятельности, и в проявлении любой иерархической структуры, на любом уровне. То же характерно и дня жизни в целом, являясь одним из ее важнейших свойств. <...>
Одно из главных свойств иерархической структуры — или иначе холархии (иерархии холонов) — это наличие у каждого холона на любом уровне иерархии двух противоположных тенденций: интегративной или само-трансцендентной, направленной от отдельного холона к целому, к которому он принадлежит, и самоутверждающей тенденции, которая выражает стремление холона сохранить свою автономию внутри этого целого. Противоположность, полярность этих тенденций является лейтмотивом настоящей теории.
«Человек — не остров. Он холон. Глядя внутрь, он воспринимает себя как единственное, самодостаточное независимое целое; глядя вовне — как зависимую часть своего естественного и социального окружения. Его самоутверждающая тенденция — динамическое проявление его индивидуальности; его интегративная тенденция выражает его зависимость от некоторого более обширного целого, к которому он принадлежит. Когда все хорошо, обе тенденции более или менее уравновешены. Но в трудные времена равновесие нарушается, в человеке происходит эмоциональный срыв. Эмоции, вызванные подавлением самоутверждающей тенденции — это эмоции хорошо известного, связанного с выделением адреналина, агрессивно-защитительного типа: голод, гнев и страх, включая собственнические компоненты в сексуальных отношениях и в отношениях между родителями и детьми. Эмоции, вызванные интегративной тенденцией, которыми академическая психология, как правило, пренебрегает, мы назвали само-трансцендентным типом эмоций. Они возникают, как мы видели, от потребности человеческого холона принадлежать чему-то, выйти за пределы тесных границ своего „я“, стать частью всеохватывающего целого, которым может быть община, религиозная вера или политическая доктрина, природа, искусство или „мировая душа“.
Когда потребность принадлежать, выйти за пределы своего „я“, не находит адекватного выхода, отчаявшийся индивидуум может утратить критические способности и подчинить свою личность слепому богопочитанию или фанатической преданности доктрине, независимо от ее достоинств. Ирония человеческого существования заключается, в частности, в том, что самые свирепые разрушения, производимые человеком, порождаются не самоутверждающим, а интегративным его потенциалом. И достижения науки и искусства, и катастрофы истории, вызванные ложно направленной преданностью — то и другое — вскормлено само-трансцендентным типом эмоции».
— Майя Улановская, «Свобода и догма: Жизнь и творчество Артура Кёстлера» (1996)
(Улановская М. А. Свобода и догма: Жизнь и творчество Артура Кестлера. — Иерусалим: Иерусалим. изд. центр, 1996. С. 131–134.)
Comments