Автор текста: Зат Рана
Пер. с англ. (с сокращ.): Евгений Пустошкин, консультирующий клин. психолог, гл. ред. онлайн-журнала «Эрос и Космос»
Правда в том, что Фридриха Ницше по-настоящему заботило определение системы координат для обретения смысла в мире, наблюдавшем угасание религии. На самом деле Ницше был рьяным противником нигилизма. <…>
Воля к власти как мотивация
<…> В психотерапии доминируют три школы мысли: воля к удовольствию, вдохновлённая идеями Зигмунда Фрейда; воля к смыслу, основывающаяся на работе Виктора Франкла; воля к власти, развивавшаяся Альфредом Адлером, но первоначально сформулированная Ницше.
Воля к власти [силе, или могуществу — will to power] занимала центральное место в работе Ницше и эволюционировала с течением времени. Есть довольно ещё и много разногласий, что же он имел в виду. Некоторые исследователи утверждают, что это была метафизическая позиция (о природе реальности); другие — что это была эпистемологическая позиция (относящаяся к познанию), но наиболее распространённой интерпретацией является психологическая.
С позиции Ницше, власть [сила, могущество — power] — понятие, которое можно понимать весьма широко; оно включает в себя чувство мастерства во взаимодействии с собой (mastery over oneself) и окружением. Ницше верил, что именно это управляет нашим поведением. С его перспективы, жизнь, преисполненная смысла, проживается тогда, когда ваши действия и намерения сонастроены с этой волей к власти [или силе].
Многие люди незамедлительно чувствуют дискомфорт, когда сталкиваются с этой идеей, в особенности что касается отношений с другими людьми, ведь они автоматически увязывают власть с политикой, войной и притеснением.
Но это не единственная точка зрения на власть. Усиление собственной власти над собой может выражаться в управлении своими эмоциями. Усиление власти над окружающим миром может быть связано с возможностями и наличием выбора. Усиление власти над другими зачастую в большей степени является плодом доброты, а не насилия.
Воля к власти/силе так или иначе встроена в наши поведенческие паттерны, однако то, как она проявляется, зависит от делаемых нами выборов и тех вещей, которые мы выбираем ценить.
Мера, с которой ваша собственная воля к власти/силе вредит или же приносит пользу вам и окружающим вас людям зависит от контекста, в рамках которого вы её осмысляете. К счастью, это целиком ваш выбор.
Самопреодоление как идеал
Übermensch — это одна из самых известных и наиболее непонятых идей Ницше.
В искажённом виде она использовалась нацистами во время Второй мировой войны с целью пропаганды. Учитывая, что слово примерно переводится как «супермен» [англ. Superman — «сверхчеловек»], эта идея всё ещё рисуется в негативном свете.
Предлагается более верный перевод этого термина как «самопреодоление» (self-overcoming) или «мастерское владение собой» (self-mastering).
Хотя это понятие упоминается лишь однажды в книге «Так говорил Заратустра», в действительности вся книга посвящена именно этой идее. Для Ницше Übermensch — это идеальная цель, к которой могут стремиться люди. Чтобы её достичь, нам вначале придётся преодолеть своё нынешнее «я» и научиться мастерски им владеть.
В мире, утрачивающем свою связь с Богом и религией, он узрел необходимость в том, чтобы мы создавали свои собственные ценности, дабы жить жизнью, преисполненной смысла. Но, чтобы это сделать, нам сначала необходимо предвидеть возможность более продвинутого и лучшего существа, чем то, кем мы сейчас являемся. Это даст нам значимую цель.
Всё ещё ведутся споры, указывала ли идея Ницше об Übermensch на какой-то единичный идеал для индивидуума или же это коллективная цель для будущего человечества как целого.
Также его можно осмыслять и субъективным образом. Для музыканта это может означать самопреодоление собственных сомнений относительно своей устремлённости к идеалу бесстрашного артиста или художника. Для дизайнера это может быть самопреодоление творческих вызовов, препятствующих устремлению стать дизайнером-визионером.
Как бы то ни было, всё сводится к наличию некоего образа, к которому имеет смысл стремиться. Это образ, который служит мотивацией для тех ценностей, которых мы придерживаемся и того контекста, исходя из которого мы осмысляем собственную волю к власти/силе.
Идея самопреодоления в меньшей степени касается некоего внезапного изменения, а в большей степени — непрерывного трансформирования себя. Смысл в том, чтобы придать своему эволюционному странствию осмысленный облик.
Многие люди имеют цели и идеи относительно того успеха, который они рисуют в воображении, но они редко имеют образ улучшенной идентичности, к которой они могут развиваться. А этот образ может быть даже более важен, чем остальное.
Утверждение положительных аспектов страдания
Рано или поздно, но каждый философ сталкивается с проблемой страдания. Мы все встречаемся с болью в течение наших жизней, ведь это тот способ, посредством которого природа говорит нам, что нечто идёт не так. <…>
Артур Шопенгауэр, один из тех, кто оказал большое влияние на Ницше, придерживался крайне пессимистичных взглядов на человеческую жизнь именно по этой причине. Он не мог обнаружить логической связи между смыслом и отрицательными эффектами страдания, так что он был убеждён, что мы обречены на такие условия человеческого существования.
Ницше, однако, видел положение вещей иначе. Ему нравилось указывать на то, что страданию свойственная единственная проблема: мы автоматом обозначаем его как нечто плохое. Мы рассматриваем его как то, что следует избегать, даже хотя рациональная функция боли заключается в том, чтобы сделать нас сильнее. В действительности она хороша для нас.
Если утверждать ценность боли как таковой, приветствовать её и интерпретировать так, как её и следует интерпретировать, тогда ей не нужно быть той беспокоящей вещью, которая удерживает вас от переживания множества радостей жизни.
На самом деле, боль зачастую является топливом, укрепляющим ваши силы, чтобы вы могли по-настоящему вступить в битву за собственное самопреодоление. <…>
Мир, лишённый какого-либо смысла, это и вправду весьма тусклый мир. Очень мало людей обрели длящуюся радость и удовлетворение, избрав путь отказа от вплетения своего нарратива в более крупный нарратив.
Разные люди находят комфорт в разных вещах, но, в конечном счёте, это про жизнь, преисполненную намерения.
Comments