top of page

Эннеаграмма и межличностная нейробиология (по Дэниелу Сигелу): нейронаука, темперамент, сознавание

В начале декабря 2021 в течение недели прошёл глобальный онлайн-саммит по эннеаграмме Enneagram Global Summit. Постепенно я знакомлюсь с выступлениями ведущих экспертов по этой авторитетной традиции понимания типов личности и характера.


На саммите меня сильно заинтересовал эфир с Дэниелом Сигелом, д. мед. н., детским психиатром, клиническим профессором психиатрии в Медицинской школе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, основателем парадигмы межличностной нейробиологии и автором таких книг, как «Внимательный мозг», «Разум», «Сознавание», «Майндсайт», «The Developing Mind», «Mindful Therapist» и др. бестселлеров (я выступил научным редактором для русских переводов первых двух из упомянутых книг, опубликованных издательством «Манн, Иванов и Фербер», также я был научным редактором русского перевода его книги «The Yes Brain» для того же издательства, однако, к сожалению, пока что книга не издана).


Дэниел Сигел и Джессика Дибб (интервьюер). 6 декабря 2021
Дэниел Сигел и Джессика Дибб (интервьюер). Всемирный саммит по эннеаграмме — Enneagram Global Summit. 6 декабря 2021

В своей профессиональной работе Сигел соединяет понимание детского развития, исследований развития привязанности и формирования психотравм, знания нейробиологии и нейробиологических процессов межличностной коммуникации, личный опыт медитативно-созерцательных практик (практик внимательного осознавания). Его работы задают очень интересный фреймворк для интерпретации связи между состояниями внимательного осознавания и состояниями эмпатии.


Некоторые книги Сигела написаны популярным языком, а другие написаны в довольно сложной стилистике, отражающей комплексность мышления автора. На мой взгляд, сигеловский «Внимательный мозг» — одна из лучших книг по теме понимания медитации, практик внимательности и осознанности, процесса внимательного осознавания, его связи с процессом сопереживания (эмпатии) и соответствующими нейробиологическими коррелятами.


До саммита я и не знал, что Дэниел Сигел знаком с эннеаграммой, одной из самых популярных типологий личности на Западе (наряду с Майерс — Бриггс), и участвует в соответствующем экспертном сообществе. Оказывается, Сигел уже как минимум 15 лет вместе с группой исследователей изучает эннеаграмму и типы темперамента и характера с точки зрения трансдисциплинарной парадигмы межличностной нейробиологии. Сейчас вместе с коллегами они работают над книге, посвящённой эннеаграмме, которая выйдет, возможно, уже в 2022 году.


(К слову о популярности эннеаграммы: в сообществе исследователей-практиков интегрального подхода, разрабатываемого Кеном Уилбером и др., эннеаграмма является одной из наиболее распространённых методик определения и понимания типов. Традиция нарративной эннеаграммы Хелен Палмер и её коллег, с которой работает тот же Сигел, представлена, например, на ведущем мировом портале, посвящённом интегральной теории и практике, — Integral Life. Типы как общая категория вообще является одним из пяти важнейших компонентов интегрального AQAL-подхода.)


В научную команду по изучению эннеаграммы, помимо Дэниела Сигела, входят ещё 4 человека:

  • Дэвид Дэниелс (1934–2017, клинический профессор психиатрии Медицинской школы Стэнфордского университета),

  • Дэнис Дэниелс (психолог, специалист по психологии развития, дочь Дэвида Дэниелса),

  • Джек Киллен (доктор медицины, супервизор биомедицинских исследовательских программ Национальных институтов здравоохранения США, заместитель директора Национального центра комплементарной и альтернативной медицины, специалист по нарративной эннеаграмме),

  • Лора Бейкер (профессор психологии Университета южной Калифорнии).


Дэвид Дэниелс, Сюзанн Дион, «Эннеаграмма, отношения и близость» (с предисловием Дэниела Сигела, 2018)
Дэвид Дэниелс, Сюзанн Дион, «Эннеаграмма, отношения и близость» (с предисловием Дэниела Сигела, 2018)

Вначале коллеги Сигела пригласили его на встречу с Дэвидом Дэниелсом и Хелен Палмер, которая предложила ему провести научное исследование эннеатипов и того, как, возможно, они формируются. Для этого Сигел провёл серию интервью с представителями каждого из типов (типы в эннеаграмме обычно обозначаются цифрами: «единицы», «двойки», «тройки» и т. д. — всего выделяется 9 типов и множество подтипов). В частности, он использовал методику интервью на определение типа привязанности у взрослых (Adult Attachment Interview).


Эннеаграмма. Цифровые и словесные обозначения эннеатипов
Эннеаграмма. Цифровые и словесные обозначения эннеатипов

Конечно, это было лишь пилотное обследование, но Сигел сделал предварительный ввод, что опыт привязанности не определяет эннеатип, но определяет, насколько наполнена жизнь человека определённого типа переживаниями безопасности и защищённости или же ограничена различными формами переживаний небезопасности, небезопасной привязанности.


Диалог Сигела с Джеком, Лорой, Дэнис и Дэвидом продолжился, и они решили посмотреть, насколько применима модель межличностной нейробиологии (разрабатываемая Сигелом) к нарративной традиции эннеаграммы, разработанной Хелен Палмер и Дэвидом Дэниелсом. Сигел отмечает, что в данном подходе происходит сбор данных феноменологии первого лица (самораскрытие индивидуумов), которые далее рассматриваются с точки зрения методологий второго лица (если упростить, что значит метод исследования второго лица [second-person method] в данном случае, то Сигел имеет в виду исследование получаемых, скажем, в беседе-интервью данных первого лица со стороны некоего второго лица).

В итоге их исследовательская команда решила посмотреть, есть ли взаимосвязи и корреляции между этими данными второго лица (second-person data) и всеми известными им данными наук третьего лица — исследований привязанности, мозга, физики энергии и т. д. 15 лет назад это дало старт такому масштабному и глубокому исследованию. По словам Сигела:

«Мы начали разрабатывать пути к применению принципов межличностной нейробиологии, совмещающей различные дисциплины познания, начиная с различных научных дисциплин, но далее расширяясь и до включения духовных традиций, учений коренных народностей, поэзии, искусства, музыки… Мы всё это соединяем».

Они выявили проблему отсутствия научных публикаций по теме эннеаграммы в психиатрии, академической психологии и др. дисциплинах человекознания. Из-за неконвенциональности темы (с точки зрения классических исследователей) они сталкивались со множеством препятствий, когда пытались использовать термин «эннеаграмма» из-за его духовных и эзотерических коннотаций.


Коль скоро Сигел является основателем и выпускающим редактором нортоновской авторитетной в сфере психического здоровья научной серии книг по межличностной нейробиологии (в рамках которой опубликовано около 70 книг и руководств), он предложил издательству рассмотреть возможность опубликовать книгу, посвящённую эннеаграмме.


Но в процессе работы они выяснили, что дело не ограничивается эннеаграммой, история которой в современном виде насчитывает около полувека (пусть и утверждается наличие более древних истоков), и они захотели посмотреть на эволюцию и развитие систем типов темперамента, которым более 200 млн лет. В результате команда Сигела и ко. решила объединить знания эннеаграммы по Наранхо, Ичазо и Палмер со всем, что известно нам из нейробиологии, исследований таких вещей, как темперамент, эволюционная биология и т. д.


В частности, Сигел и ко. решили рассмотреть более древние нейробиологические структуры, чем нейроструктуры, ассоциируемые с млекопитающими, а именно — структуры ствола мозга и часть лимбической системы. Сигел здесь отсылает к работам Яака Панксеппа, тоже недавно почившего, с которым он обсуждал эти вопросы; в частности, к книге «Эмоциональные основы личности: нейробиологический и эволюционный подход» (The Emotional Foundations of Personality: A Neurobiological and Evolutionary Approach, 2018), которую написал Панксепп в соавторстве с Кеннетом Дэвисом. Эта книга посвящена проблеме личности с точки зрения панксепповского учения о системе подкорковых мотивационных систем. Команда Сигела и ко. в значительной степени опирается в своей работе именно на модель Панксеппа.


Яак Панксепп, Кеннет Дэвис, «Эмоциональные основы личности: нейробиологический и эволюционный подход»
Яак Панксепп, Кеннет Дэвис, «Эмоциональные основы личности: нейробиологический и эволюционный подход»

Таким образом, как поясняет Сигел, в своей научно-исследовательской работе, отказавшись от прямого использования термина «эннеаграмма», они всё же отдают должное нарративной традиции эннеаграммы, но при этом развивают свою собственную модель, соединяя открытия эннеаграммы со множеством других систем и моделей, включая в вышеупомянутый подход Панксеппа.

Команда Сигела называет свою модель Patterns of Developmental Pathways (PDP) — паттерны путей развития. Эта модель рассматривает, каким образом изменения нейропластичности происходят на основе генетики и жизненного опыта индивидуума; также в модели рассматривается, как нервная система любого индивида находится в контексте более обширной комплексной системы взаимоотношений с людьми и природой. Сигел и ко. сопоставляют рассказы людей о переживаемом ими субъективном опыте, собираемые в рамках нарративной традиции, с тем, что, по всей видимости, происходит в их мозге и нервной системе. Команда Сигела и ко. планирует получить исследовательские гранты на дальнейшее изучение своей модели паттернов путей развития, — например, с использованием близнецового метода.

«Все мы учёные», — говорит Сигел, — «которые реально верят в то, что нарративная традиция [эннеаграммы] предложила важные прозрения, чтобы люди могли освободить себя из темницы того, как их темперамент может оказаться заблокирован из-за [негативных] переживаний, связанных с формированием [типа] привязанности».

(Имеется в виду, разумеется, психология отношений привязанности между ребёнком и родителями; данные отношения определяют многое в дальнейшей жизни индивидуума.)


Прототипные аффективные состояния и их соответствия у человека (Яак Панксепп). Машинный перевод иллюстрации выполнен при помощи «Яндекс Переводчик»
Прототипные аффективные состояния и их соответствия у человека (Яак Панксепп). Машинный перевод иллюстрации выполнен при помощи «Яндекс Переводчик»

[Источник иллюстрации — YouTube]


Яак Панксепп, как поясняет Сигел, выделил три основных нейрональных субкорковых цепочки, или траектории, по которым может в стрессовой ситуации проходить наш опыт. Есть субкорковые пути, ведущие к переживанию (1) страха, (2) грусти и (3) гнева. Это три основных нейробиологических нетворка, выделенных Панксеппом. Научная группа Сигела и ко. обнаружила, что эти три дискомфортных и мотивационных состояния (страх, гнев и грусть) лежат в основе не только паттернов внутри отдельного индивида, но и различения типовых паттернов между различными индивидами.

«Идея состоит в том, что когда вы смотрите на подкорковые эмоциональные системы (нетворки) млекопитающих, они пролегают даже ниже классической лимбической зоны. Этих подкорковых систем, на которые указывает Яак [Панксепп] и которые были изучены им, насчитывается семь. Каждой системе присуща определённая чувствительность, как, например, у моего щенка».

[Сигел недавно завёл себе щенка и говорит, что темперамент щеночка явно отличается от темперамента его братика. Сигел использует этот пример в качестве иллюстрации, что нас объединяет с собаками тот факт, что мы все млекопитающие, имеющие сходные типовые паттерны.]


В ситуациях стресса каждый человек имеет тенденцию проявлять один из трёх паттернов реагирования: либо он начинает испытывать страх, либо грусть в связи с чувством отделённости, либо гнев и желание вступить в драку. Эти паттерны реагирования связанны с теми древними подкорковыми структурами, которые имеют более 200 млн лет эволюционной истории.


Базовые негативные эмоции и три интеллектуальных центра. Илл. из статьи: Джек Киллен, Дэвид Дэниелс, Кристин Артур, «Биология и трансформация личности: соединяя науку и эннеаграмму» (Biology and Personal Transformation: Bridging Science and the Enneagram, 2011).
Базовые негативные эмоции и три интеллектуальных центра. Илл. из статьи: Джек Киллен, Дэвид Дэниелс, Кристин Артур, «Биология и трансформация личности: соединяя науку и эннеаграмму» (Biology and Personal Transformation: Bridging Science and the Enneagram, 2011)

Расшифровка текста на иллюстрации: Телесный центр: самоценность, удовлетворённость — ЯРОСТЬ/Злость. Сердечный центр: связь, забота/поддержка — ПАНИКА/стресс. Головной центр: безопасность, уверенность/доверие — СТРАХ/тревога.


Далее из других исследований известно, что люди могут быть сфокусированы внутрь, сфокусированы наружу или сфокусированы и внутрь, и наружу. При наложении этого троичного разделения на вышеупомянутые три типа реагирования можно получить девять типов, которые, вполне возможно, соответствуют девяти эннеатипам (также Сигел говорит о возможности введения доп. дифференцировок, позволяющих уловить 27 субтипов и т. д.). Когда Сигел проверил эту типологическую дифференциацию на группе из 150 человек, присутствовавших в аудитории, то обнаружил, что каждый человек может отождествиться с каким-то определённым типом реагирования и фокусировки.


Затем Сигел и ко. хотят сопоставить получившуюся модель с тысячами нарративов, собранных в рамках нарративной традиции эннеаграммы (Дэвида Дэниелса и Хелен Палмер), существующей уже многие годы, чтобы посмотреть, совместимы ли их наблюдения с типологизацей, предложенной в эннеаграмме. Пока что (по словам Сигела — из-за отсутствия финансирования) этого сопоставления они ещё не сделали, поэтому трудно говорить о совместимости их данных с эннеаграммой. Данные подобного исследования они планируют представить в следующем году или позднее.


Дэниел Сигел, детский психиатр, основатель парадигмы межличностной нейробиологии
Дэниел Сигел, детский психиатр, основатель парадигмы межличностной нейробиологии

Это основные моменты выступления Сигела, посвящённые работе его научной группы над проблематикой типов темперамента и личности в контексте эннеаграммы. Оставшаяся часть интересного, пусть и спонтанного, выступления Сигела была посвящена изложению других его идей и наблюдений.

Comments


bottom of page