top of page
Фото автораЕвгений Пустошкин

«Не смотрите наверх» и Hyperobject Industries



Фильм Don’t Look UpНе смотрите наверх», 2021) на любителя, которым я совершенно не являюсь. Подобным образом исполненная сатира — not my cup of tea at all (не по вкусу мне). Самое лучшее в фильме для меня — заставка в самом начале продюсерской компании Hyperobject Industries, снявшей фильм.


Название компании — прямая отсылка к работам Тимоти Мортона, посвящённым гиперобъектам, выходящим за те лимиты пространства и времени, которые может ухватить наше неподготовленное сознание. Изменение климата Мортон называет таким гиперобъектом. Глобальная эпидемия — другой пример гиперобъекта (вот почему многие зрительские реакции проводят параллели между фильмом и разворачивающимися сегодня эпидемиологическими процессами).


В анимированном логотипе Hyperobject Industries можно увидеть и то, что кажется очень похожим на «холоны» в «холархии» (термины, введённые Артуром Кёстлером и активно развивающиеся, к примеру, Кеном Уилбером и его коллегами, с работами которых Мортон немного знаком), — вполне возможно, это не случайное совпадение.


О книге Тимоти Мортона я критически писал в своём блоге (см. «„Гиперобъекты“: критика онтологического редукционизма Тимоти Мортона с позиций интегральной экологии»), также соотношение концепции мортоновских гиперобъектов и интегральной экологии Уилбера, Эсбьорна-Харгенса и Зиммермана рассматривает Гайл Хочачка в своих работах по интегральному подходу к экологии и устойчивому развитию.


О самом фильме мне писать нечего, кроме того, что он может для кого-то иметь потенциально травма-триггерное содержание (а-ля «Меланхолия» фон Триера — ещё одного нелюбимого мною кинематографиста). Я ищу иное в кино, но, судя по отзывам в ленте соцсетей, многим фильм нравится.


Доп. литература


Comments


bottom of page