Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) — основатель американского прагматизма (примерно после 1905 года Пирс назвал его «прагматицизмом», pragmaticism, чтобы отличить свои взгляды от взглядов Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и других исследователей, которые обозначались как «прагматизм»), теоретик логики, языка, коммуникации и общей теории знаков (которую Пирс часто называл «семиотической», semeiotic), необычайно плодовитый логик (математический и общий), разработчик эволюционной, психофизически-монистической метафизической системы. Занимаясь геодезией и химией, чтобы заработать на жизнь, он, тем не менее, считал научную философию, и особенно логику, своим истинным призванием, своим настоящим призванием. В ходе своих полидисциплинарных исследований он написал множество работ на чрезвычайно широкий круг тем, начиная с математики, математической логики, физики, геодезии, спектроскопии и астрономии, с одной стороны (математика и физические науки), и заканчивая психологией, антропологией, историей и экономикой, с другой (гуманитарные и социальные науки). <…>
Психофизический монизм и антиноминализм
Пирс считал, что наука предполагает, что вселенная эволюционировала от состояния максимальной свободы и спонтанности к своему нынешнему состоянию, в котором она приобрела ряд привычек, иногда более укоренившихся, а иногда менее укоренившихся. С чистой свободой и спонтанностью Пирс склонен был ассоциировать сознание (mind), а с прочно укоренившимися привычками — материю (или, в более общем смысле, физическое). Материю он был склонен рассматривать как «сгущенное» [congealed] или «выхолощенное» [effete] сознание (1891; CP, 6.25; EP, 1.293). Таким образом, он был склонен рассматривать вселенную как конечный продукт процесса, в котором разум приобрел привычки и «сросся» (congealed — именно это слово использовал Пирс) с материей.
Это представление обо всех вещах как о неких эволюционировавших психофизических единствах относит Пирса к тем, кого можно назвать «великими старомодными метафизиками», наряду с такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Аквинский, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Шопенгауэр, Уайтхед и т. д. Некоторые современные философы могут быть склонны отвергнуть Пирса, узнав об этом факте. Другим его понятие психофизических единств может показаться не таким уж обидным или даже привлекательным. Важно то, что Пирс утверждал, что сознание (mind) в той или иной степени пронизывает всю природу: оно встречается не только у наиболее развитых видов животных.
Этот панпсихический взгляд в сочетании с его синехизмом означал для Пирса, что сознание распространен в виде некоего рода континуума по всей вселенной. Пирс склонялся к тому, что идеи существуют в разуме примерно так же, как физические формы существуют в физически протяженных вещах. Он даже говорил об идеях как о «распространяющихся» через тот же континуум, в котором существует сознание (mind). Этот набор концепций является частью того, что Пирс считал (своей собственной версией) скотистского реализма, который он резко противопоставлял номинализму. Он был склонен видеть причины того, что он считал ошибками большей части философских концепций своих современников, в их номиналистском игнорировании объективного существования формы.
— Роберт Бёрк (Burch), «Чарльз Сандерс Пирс» // «Стэнфордская энциклопедия философии», 2021 (пер. с англ. выполнен автоматически при помощи DeepL с последующей незначительной редакцией — Е.П.)
Comments