Ответы на вопросы Евгению Пустошкину, заданные во время его вебинара «Интегральная психотерапия: AQAL-подход Кена Уилбера. Критерии интегрального психолога» на II-й интегральной конференции Integralverse (26.11.2023; конференция продолжается до 30.11 — скидка 30% по промокоду IntegralMeditation):
№1: «Женя, а диалектика конкретного и абстрактного подразумевает, что на каком-то уровни они объединяются воедино? Абстрактное становится конкретным?»
В целом, этот вопрос достоен размышления. Честно говоря, я об этом не раздумывал, хотя это традиционный предмет философской рефлексии.
Возможно, эти категории относятся к категориям «вечной диалектики»: чтобы было одно, необходимо наличие другого («чтобы было становление, должно быть бытие»; «чтобы был верх, должен быть низ»; «чтобы было внутреннее, должно быть внешнее» и наоборот и т. д.; так и здесь — «чтобы было конкретное, должно быть абстрактное» и наоборот). И тогда это измерение праформ (архетипов) в причинном поле-сфере.
Но, возможно, они относятся к категории эволюционной диалектики, тогда абстрактное и конкретное когда-то объединятся в эволюционной «точке Омега» (Пьер Тейяр де Шарден) — божественном Сверхсознании.
Также возможно, что «конкретное и абстрактное» одного витка эволюции трансцендируется и включается (сиречь объединяется) на более высоком витке эволюции «конкретного и абстрактного», а-ля уилберовское «то, что сегодня априорно, было вчера апостериорным». (Букв. «вчерашние апостериорности стали сегодняшними априорностями», см. Уилбер, «Фрагмент А. Часть 2. Космические привычки как вероятностные волны», пер. с англ. Е. Пустошкина: https://eroskosmos.org/wilber-excerpt-a/part-2/.)
Тут с разных сторон бы повертеть и покрутить метаперспективами, и такой медитации нужно посвятить довольно много времени.
№2: «Может ли ИИ заменить психолога?»
В идеале здесь необходимо подойти к вопросу философически: проанализировать глубинные основания самого вопроса, найти находящиеся в нём пресуппозиции, допущения и перспективы, прорефлексировать их. Здесь могу лишь вкратце, наскоком и вразвалочку.
Может ли имитация интеллекта (ИИ) заменить психолога? В ответ на это сразу же рождается риторический вопрос: может ли резиновая женщина (или мужчина) заменить реальную? В ответ на это, в свою очередь, сразу рождается контраргумент: а что если это будет резиновая женщина (или мужчина) с имитацией интеллекта? Здесь остаётся лишь развести руками, попробовать высветить великую потенциальную опасность создания одномерных искусственных нарциссических пузырей, утраты контакта с живыми существами в их многомерной целостности, таинственности и полноте (нарциссизм — заворожённость своим отражением, в данном случае — имитационным), фетишизации ИИ и формирования серьёзных аддикций (к ИИ-опосредованным опытам) и аллергий (к реальным, а не виртуальным опытам).
И здесь будет самое время переключиться к следующей линии рассуждений: в целом, разработки имитации интеллекта (ИИ) в устах их «пропонентов» утверждают возможную грядущую в будущем тотальную замену не просто некоего психолога, а нас самих — всех людей — на ИИ-артефакты. (Разумеется, с обещанием скоро надвигающегося «коммунистического» будущего, где мы якобы будем счастливо жить-поживать на нашем всеблагом «Острове» с базовым ИИ-генерируемым доходом, занимаясь лишь вещами творческими и досуговыми… если честно, трудно в XXI в., после столкновения с фактом массированной лжи, генерируемой в угоду коррумпированных группировок, веровать в такие утверждения, больше напоминающие идеологическую и пропагандистскую обработку, то бишь разводку на лохотроне.)
Это как в гениальном мультике про «двоих из ларца, одинаковых с лица» (именно этот образ у меня всегда ассоциируется с ситуациями, где я наблюдаю чрезмерную идеализацию ИИ). Эти дуалистичные «тульпы» из ларца за тебя и еду приготовят, а потом за тебя же её и съедят. А может, если добавить что-то линчевское к этому, то и тебя с приготовленной едою впридачу. Ну или хотя бы заработают тебе зарплату, а потом её же за тебя и потратят.
[Качественная иллюстрация этих процессов — в художественно-смысловых образах Пелевина последних лет, основанных, правда, на пессимистической онтологии, тогда как необходимо искать сбалансированные оптимистические пути к осмыслению ситуации, — особенно сегодня, когда наивные, нерефлексивные, неинформированные псевдооптимистичные воззрения на якобы вскоре грядущий Ла-Ла-Лэнд поразбивались об айсберг глобальных социокультурных катастроф, ещё даже и не проявившись где-либо, кроме как в фантазиях и грёзах.]
Вероятен ли такой сценарий, когда ИИ заменит человека? С точки зрения интегрального подхода и его понимания глубинной встроенности в Космос и внутренних, и внешних квадрантов, я не уверен в реалистичности тотальной замены человека имитацией интеллекта. Такое «возможно» только в узко материалистической (сугубо внешне, или экстериорно, ориентированной) онтологии, но такая онтология преимущественно ложна и фрагментарна (хотя и содержит в себе частицы истины), поскольку помимо внешнего абсолютно точно есть ещё не менее яркое внутренне (сознавание, наличие внутреннего мира, то есть интериорность в целом). Имитация интеллекта (ИИ) интериорность всего лишь имитирует по внешним признакам, а не проявляет по сущности (здесь может быть уместен образ разбушевавшегося техноголема), и здесь, кто знает, не находимся ли мы на грани мощной техногенной социокультурной катастрофы?
Если человеческие сообщества всё же выберут более умеренную, сбалансированную, срединную (и мудрую) траекторию, то технологии имитации интеллекта (ИИ), конечно же, станут одним из важных технических инструментов (в ряду прочих инструментов), помогающих в различных сферах деятельности, где необходимо выявлять паттерны и закономерности на основе больших массивов семиотических данных — как, например, в медицинской диагностике. В психологии правильное применение ИИ может сделать для индивида психологический самоанализ более доступным, равно как может расширить инструментарий психолога, помогая ему в психодиагностике (однако здесь опять же необходима рефлексия на предмет кривого зеркала, постановки штампов на основе ограниченных знаниевых моделей и всевозможных морально-этических соображений), проведении психокоррекции, психометрике и т. д.
Но заменит ли ИИ общение с живым психологом и психотерапевтом? Полагаю, что полностью не заменит, как не заменит ИИ общение с родными и близкими, равно как и общения с Сакральным и Трансцендентальным. Психотерапия, особенно интегральная психотерапия, выходит за пределы языковой семиотики и связана с таинством межсубъективного контакта в целостном живом событии, помимо всего прочего. Однако в случае правильного использования этого инструмента, ИИ потенциально может принести многочисленные блага, демократизировать получение различных видов услуг и помощи, сильно расширить потенциальные возможности психологии и психотерапии, особенно применительно к массовому оказанию персонализированных и кастомизированных (под конфигурацию индивида) услуг…
Если, конечно, бразды правления и контрольный пакет акций не перехватят гоблины мира сего (а что есть основания считать, будто могут не перехватить?..). В случае неправильного или деструктивного развития инструмента ИИ, это может привести к не к интеграции, а к фрагментации личности, общества и отчуждению разумных сознающих существ от экзистенциальной реальности человечного бытия и космического присутствия. Человечество напоминает мне сегодня пьяного в стельку моряка, который во время шторма неуверенно идёт по палубе к борту, дабы справить оттуда нужду. Ветвление потенциальных сценарных веток в точках сегодняшней бифуркации колоссально.
Остерегаюсь рисовать многочисленные потенциальные негативные сценарии, так как важнее предпринимать действия по разработке подлинно интегральных онтологий × методологий × эпистемологий, поддерживающих салютогенез и основывающихся на оптимистическом (и при этом критико-реалистическом) мировосприятии.
№3: «Женя, может быть интегральный взгляд на что-то, наверное, на все. Но, может ли быть что-то интегральным? А что интегральным быть не может? Интегральная психология вроде есть, а вот интегральной чистки зубов вроде быть не может. Или может? Как узнать, может ли что-то быть интегральным или нет?
Допустим, я хочу создать интегральное программирование. Я могу изначально как-то узнать, возможно ли это вообще или нет? Ранее, говорили про маркет интегральных продуктов, наверное, мой вопрос еще тогда возник».
Как я уже ответил во время самого вебинара на Integralverse, объекты и артефакты могут быть интегральными. Для этого их конструирование должно совершаться интегральным сознанием × интегральным методом. В таком случае даже такие практики, как чистка зубов, могут при наличии правильного фрейма и контекста обрести некоторые признаки интегральности, будучи включёнными в более масштабную систему интегральной гигиены (но с ограничениями, конечно, так как чистка зубов как таковая относится к довольно приземлённому сенсомоторному пространству, которое крайне далеко отстоит от тех космических адресов и миропространств, с которых генерируются интегральные артефакты, объекты и процессы). Пока что с ходу могу придумать возможность использования практики чистки зубов как опоры для стабилизации медитативного сознавания и размышления об интегральных темах Бытия, с задействованием благоприятной последовательности акупунктурных точек в полости рта и правильного настроя действовать на благо всех существ.
Здесь необходимо соблюдать осторожность, держаться некоего здравого смысла и задаваться вопросом в каждом случае: а есть ли подлинный смысл в присоединении эпитета «интегральный» к той или иной вещи или деятельности? Далее можно поделиться своими рассуждениями с другими исследователями-практиками, имеющими адекватную компетенцию в интегральности, и вместе верифицировать или опровергнуть логические рассуждения или полученные эмпирические данные.
Что касается интегрального программирования, поскольку программирование — целая дисциплина человеческой деятельности, она, конечно же, может быть расширена до интегральности, как и любая другая дисциплина, включая упомянутый маркетинг (например, если процесс чистки зубов в отрыве от большей системы ставит некий вопрос абсурдности, то процесс чистки зубов в рамках интегральной стоматологии обретает уже другие обертоны, — представьте себе интегрального врача-стоматолога и его/её помощников, которые выстраивают систему оказания стоматологических услуг с учётом понимания внутренних и внешних, индивидуальных и коллективных квадрантов, уровней сознания и психотипов, биоэнергий, каких-то остеопатических факторов и т. д., с акцентом на высокой морали и нравственности, балансировкой этических уравнений и т. д.).
Опять же, для всего этого необходимое (но, может быть, не достаточное) условие: наличие интегрального сознания (изумрудный, бирюзовый и более поздние стадии в релевантных линиях развития); разработка интегральной методологии задействования; со-конструирование интегрального онтологического миропространства.
Comments