Бумеритиада
Одно из заметных непониманий моей позиции о парижских олимпийских церемониях со стороны некоторых людей выразилось в их неспособности отличить мою личную ценностную позицию от того систематического критико-рефлексивного взгляда о событии, к которому я призывал.
В чём именно это выразилось? Если вкратце, то некоторые люди не увидели мой аргумент о необходимости здраво и целостно воспринимать общество и не провоцировать его подавляющее большинство (большинство, состоящее из представителей мификоцентрированных традиционных слоёв населения, а также всех, кто симпатизирует христианским символам и ценностям, — последних, вероятно, почти 1,5 млрд человек) в мероприятиях, которые транслируются почти на всё население планеты и не имеют возрастного ограничения.
Напротив, им показалось, будто это мои собственные личные ценности были задеты и, дескать, стриггерившись, я начал защищаться и нападать на безвинных организаторов, которые-де ничего такого не имели в виду.
(Как выяснилось в расследовании события: вообще-то откровенно имели. И Тайную вечерю спародировали, и всадника апокалипсиса явного явили, и, по-видимому, какую-то саранчу выпустили на закрытии, и при этом ещё попытались при помощи PR-агентств и их useful idiots загазлайтить тех, кто сие увидел и произнёс: а король-то голый. Не вышло, хотя частичный успех они имели: я видел множество френдов, которые некритично воспроизводили откровенный вброс про то, что, мол, это не всадник апокалипсиса, а «богиня реки Сены»; это якобы не Тайная вечеря, а пиршество Диониса, и т. д.)
В чём-то здесь есть частичка истины: конечно, были задеты мои эстетические ценности таким безвкусным и в моральном плане глупым поступком организаторов Олимпиады в Париже (я имею в виду демонстрацию откровенно инфернального символизма на открытии и закрытии Олимпиады), за которым приходится подозревать не просто идиотизм, а какую-то повестку. Ведь ничего случайного не происходит на таких мультимиллионных перформансах, сценарий которых тщательно готовился на протяжении нескольких лет и отражает насущную культурполитическую повестку тех сил, которые их крышуют.
Однако вопрос был не в том, что меня что-то задело так, как это задело верующих или просто людей, которые не хотят, чтобы им искусственно пропихивали какую-то повестку или показывали оккультную образность их детям. А в том, что нам с вами, обычным обывателям, важно постепенно оттачивать у себя критическую рефлексию о происходящем и перестать бесконтрольно заглатывать всю ту пургу, которую доносят до нас различные круги заинтересованных лиц посредством тщательно контролируемых медиа эпохи надзорного капитализма — социальных сетей, YouTube, а также широковещательных СМИ.
Второй момент состоит в том, что провоцирование такой колоссальной массы людей на планете может привести лишь к росту поляризации. В конечном счёте натягиваемая пружина резко разожмётся, и все те гуманистические достижения и высоты терпимости, которые пока ещё не утрачены (а утрата стремительно происходит), в пароксизме хаоса откатятся на несколько десятилетий назад. Похоже, что это уже необратимый патологический процесс, а инфернальная Олимпиада из Ада — просто очередной симптом.
И интегральный подход Кена Уилбера, и спиральная динамика (СД; особенно в школе Дона Бека) призывают к поддержанию здоровья всей эволюционной спирали в целом, а не какого-то отдельного витка этой спирали. Высшие уровни опираются на более ранние, а низшие нуждаются в аттракторе более поздних стадий-уровней сложности и глубины.
В данном эпизоде с Олимпиадой мы, по-видимому, увидели действие того, что Уилбер и Бек в своё время назвали «злобным зелёным мемом» (mean Green meme) — дисфункциональным проявлением постмодерновой плюралистической стадии развития и эволюции человеческого сознания (обозначается зелёным цветом в систематиках Уилбера и СД). Зелёная структура сознания и так не способна принимать перспективы всей спирали вообще, но поражённая болезнью плюралита/бумерита, превращающей её в остервенелую зелёную инквизицию, она пытается как раковая опухоль пожрать всё вообще. Также ею оказывается очень легко манипулировать, создавая направляемую дезрупцию.
Тем самым подрываются холархии роста и развития, выбиваются опоры из-под всей лестницы эволюции сознания (а ведь все люди начинают своё развитие на первой стадии, за которой следует вторая, после которой третья и т. д.; сразу же перепрыгнуть на пятую или шестую невозможно, необходимо поддерживать здоровые миропространства, подходящие для каждой из стадий). Может быть, именно поэтому бумеритические мыслители так спешат возвестить о том, что, якобы, «стадийные теории деконструированы», «стадий развития не существует», «это всё устарело» и т. д. — чтобы уйти от ответственности за свои действия.
Конечно, чтобы сохранить зацикленность на перспективе только лишь своей формы сознания, бумеритической структуре приходится изворачиваться и пытаться изничтожить всё, что несёт опасность — опасность в виде необходимости её собственной децентрации и деэгоцентризации (децентрация — когда восприятие мира перестаёт базироваться исключительно на самоцентрированности).
Именно понимание стадий развития и эволюции сознания является одним из антидотов против устраивающей истерики, не справляющейся с общемировым кризисом, но в целом милой и пушистой (в своих более здоровых проявлениях) зелёной структуры сознания. И дело не в самой зелёной плюралистической стадии-структуре, которая тоже является необходимой стадией эволюционной спирали развития, а в том, что она оказалась глубоко патологизирована по ряду причин и нуждается в исцелении (см. книги Уилбера «Трамп и эпоха постправды» и «Бумерит»).
コメント