Расширенный вариант аннотации к докладу, который будет представлен 9 апреля 2022 г. на всероссийской конференции «Исследования сознания: философия, гуманитаристика и естественнонаучное знание» (Лаборатория исследований сознания; Институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, 8–9.04.2022).
Сознавание (awareness) в психологии, психотерапии, психодуховных традициях и исследованиях сознания
Евгений Пустошкин клинический психолог, гл. ред. журнала «Эрос и Космос», основатель проекта Altstates.net
Сознание, как и смежные с ним понятия (например, «бессознательное» и «сознавание»), — комплексный, полифонический термин. В перспективе вероятностной модели языка В. В. Налимова, даже в научном рассмотрении подобных полифонических терминов таковые не просто нельзя, но и невозможно сводить к какому-то однозначному определению (задавать узкие пределы, границы).
Любой термин («означающее» в интегральной семиотике) лишь указывает в направлении неких феноменов («означаемых»), возникающих вокруг «референта». Термин, не имея чётко отграничиваемого семантического поля, формируется, по В. В. Налимову, для облегчения, углубления и расширения нашего понимания (а мы добавим — и созадействования, co-enactment) рассматриваемого явления. Контексты использования, значение и значимость терминов крепко коренятся в традиции словоупотребления, задаваемой (как стихийно, так и систематически) в рамках того или иного конкретно воплощённого «сообщества исследователей-практиков» (community of practice) и генерируемого ими дискурса (ср. понимание М. Фуко).
Различные сообщества и дискурсы сосуществуют, влияют друг на друга, соучаствуют в глобальном и локальных пространствах ноосферы. Они выстраивают мировоззрения, которые могут становиться парадигмальными. «Сообщества практикующих» являются важнейшим агентом формирования научных парадигм по Т. Куну (в отличие от распространённого понимания, «научная парадигма» — не «всеобъемлющая абстрактная теория», которую можно произвольно сменить на другую теорию, а совокупность практик по генерированию и интерпретированию данных, практикуемых тем или иным исторически воплощённым сообществом).
В современных дисциплинах, делающих, с точки зрения интегральной теории сознания (К. Уилбер и др.), значимый вклад в формирующуюся трансдисциплинарную науку о сознании (science of consciousness), большое распространение в XX–XXI вв. получило понятие «сознавание» (англ. awareness), которое активно используется наряду с понятиями «сознание» (consciousness, mind), «разум» (mind) и «ум» (mind). Это, в частности, такие дисциплины, как психология, психотерапия, духовные и эзотерические традиции (а также религиоведческие и эзотериологические исследования), западные и восточные философии сознания, напрямую связанные с праксисом психотехник работы с сознанием и ИСС (все эти дисциплины имеют дело с методологиями 1-го и 2-го лица).
К примеру, в русскоязычной буддийской теории и практике, находящейся под естественным влиянием англоязычных традиций интерпретации и перевода, постепенно распространяется образец перевода тибетского термина «ригпа» (тиб. rig pa) посредством термина «сознавание» (или также: «осознавание»). Интересная перекличка терминов «сознавание» (awareness, санскр. вимарша) и «сознание» (consciousness, санскр. самвид) наблюдается в современных переводах созерцательной философии недуалистического, монистического (кашмирского) шиваизма (см., например, работы М. Дичковского и Б. Н. Пандита).
В докладе мы рассматриваем возможные значения термина «сознавание», значимые для упомянутых контекстов, и размышляем по поводу одной из возможных парадигм дифференциации его от терминов «осознавание», «сознание» (consciousness, mind), «разум», «ум» (mind), а также «внимание» (attention).
Comments