Сегодня день первый конференции АТПП по трансперсональной психологии и психотерапии в Москве (был ещё нулевой день, включавший сеансы холотропного дыхания).
Поучаствовал в круглом столе «Искусство как эволюционная практика» в качестве соведущего (вместе с Владимиром Майковым).
Спикеры: Геннадий Бревде, Александр Жвакин, Владлен Лернер, Марина Белокурова
Если подытожить мои мысли и впечатления от сказанного другими на круглом столе: искусство может быть эволюционной практикой, горнилом выковывания творческой новизны, совмещающейся с памятью космогенеза, охватывающего в том числе и процессы/этапы антропогенеза и вообще эволюционную кристаллизацию всей Вселенной. Произведения великих композиторов и их выражение в перформансе артистов может отражать невыразимое пиковое переживание Бытия. В джазе даже сама музыка отходит на второй план, а на первом плане — спонтанная творческая активность духа, души, сознания.
В этом процессе важна спонтанность, важен ещё и контакт с архетипическими мифологемами, заряженными силой жизни. Спонтанность необусловлена, как писал В. В. Налимов, и в этом она сродни состоянию просветления: Enlightenment is an accident; and meditation makes you accident-prone, как цитирует Кен Уилбер. «Просветление — случай, а практика медитации повышает вероятность, что вы будете склонны к этому случаю». Спонтанность шлифуется о художественный метод искусства, и тогда рождается воспроизводимая драматургия произведения искусства.
Необходимо, чтобы искусство черпало себя, имело свой исток не только и не столько в тени, отража исключительно надлом и обострённое чувство эго, сколько в сверхсознании и духе. «Плохое искусство копирует, хорошее искусство создаёт, великое искусство трансцендирует» (и исцеляет), как говорит Кен Уилбер. Великое искусство способствует исцелению и трансценденции (с включением) обособленной самости в великом океане бытийности.
По Станиславскому, в искусстве мы должны протянуться через подсознание к сверхсознанию. Актёр, как он говорил, живёт жизнью духа на сцене. А мы дополним: каждый человек может жить жизнью духа на сцене Бытия.
Comments