Антропный принцип — понятие, рождённое современной космологией и обозначающее глубинную взаимозависимость человека, его жизнедеятельности и эволюции Вселенной. Впрочем, сама по себе идея единства человека и универсума не нова и известна с древнейших времён.
Включённость человека в жизнь космического целого — характерная черта мифомышления, человеческая сопричастность общественному порядку так или иначе толковалась теологами, человеческое измерение истории изучалось социологами и философами. Однако в наше время мысль о возможном космизме земного бытия, требующем к тому же активного соучастия человека в жизни Вселенной, на фоне современной атомистики, молекулярной биологии, электроники и т. п. приобрела гораздо более конкретный, чем прежде, смысл, оказавшись в связке с научными гипотезами на ближайших подступах к открытию единого закона развития (эволюции) материи и духа, природы и социума, науки и искусства. <…>
Порушенный и отринутый антропоцентризм возрождается к жизни в новом качестве, когда человек, вновь обретая всемирную значимость, делит, как сказал бы Ницше, «волю к власти» с бескрайним космосом. Иначе говоря, антропоцентризм (на новый лад) образует неразрывное целое с космоцентризмом — характерной приметой научного мировоззрения Нового времени. <…>
Хокинг в своей книге не касается так называемой «финалистически сильной» антропности, которая сводится к пониманию глобальной эволюции как процесса самоопределения и самопознания мира (явная связь с синергетикой!), что предопределено, с одной стороны, самим фактом существования homo sapiens, а с другой — наличием где-то, быть может, в ином измерении, некоего гипотетического центра накопления и сохранения космической энергии (Мета-Сверхсознание, Универсальная пси-функция, Информационно-распределительная структура и т. д.). Естественно, стоит только допустить существование запредельного хранилища в свёрнутом виде всех смыслов и значений, как обязательно возникнут всякого рода теоретические разработки антропного принципа на основе признания факта взаимозависимости и взаимодействия сознания и сверхсознания.
Один из самых известных теоретиков космической антропности или антропного космизма Василий Налимов (доктор технических наук, лингвист) писал о «спонтанности» сознания (термин «спонтанность», как он пояснял, был заимствован в Древнем Китае), имея в виду опять-таки единую природу вселенского космического начала и сознания человека, мозг которого устроен на манер сверхкомпьютера, подключённого к запредельной «копилке» вневременных и внепространственных смыслов. Возможно? Возможно! Но и невозможно тоже!
Со второй половины XIX века вошла в научный обиход теория вероятности, позволяющая исследовать подвижные, изменчивые, нестабильные объекты и явления. «Спонтанность» Налимов как раз связывает с вероятностными процессами выбора человеком (разумеется, безотчётного) того или иного способа «подключения» «поля сознания» к космическим энергиям. Но какие же это способы? Чем они определяются? Неясно. Налимов надеется, что со временем удастся охватить единой формулой научного закона физическое поле космоса и семантическое (информационное) поле сознания, прояснив суть антропного принципа. <…> Быть может, обретению универсального закона космической антропности поможет идея голографического единства Вселенной, выдвинутая американским нейропсихологом Карлом Прибрамом и вслед за ним разработанная коллегой Эйнштейна — Дэвидом Бомом (он как раз был сторонником идеи «распаковки» смыслов, хранящихся в свёрнутом виде где-то в космической «кладовой»). <…>
Пытаясь упредить сомнения в действительном существовании спонтанности сознания, Налимов пишет: «Должны ли мы удивляться тому, что и в нашей сциентической культуре научная мысль, доведённая до своего предела в космологических представлениях, обретает мифологическое звучание».
— Светлана Батракова, «Современное искусство и наука. Место человека во Вселенной»
(Батракова С. П. Современное искусство и наука. Место человека во Вселенной. — М.: БуксМАрт, 2018. С. 12–13, 14–15, 16–17.)
Comments