top of page

Чемпионат мира по футболу 2018 как гиперобъект. Итоги


Я упоминал, что несколько лет назад написал эссе о многомерном влиянии, которое потенциально может оказать — и оказывает — такое спортивное мегасобытие (mega sport event), как Чемпионат мира по футболу 2018, на Россию. Влияние и вправду колоссальное, прежде всего феноменологическое, энергийное и инфраструктурное (и не только).

В воскресенье 15 июля сборные Франции и Хорватии отыграли финал, французы победили и во второй раз на моём веку выиграли Кубок мира, хорваты продемонстрировали боевой дух и взяли «серебро», и под проливной дождь ЧМ торжественно завершился.


Стадион «Санкт-Петербург». Матч Россия — Египет (3:1). Фото © Евгений Пустошкин

Мне хотелось в продолжение тенденции осмыслять футбол и мегасобытия с позиции интегрального подхода Кена Уилбера написать что-то обстоятельное по итогам чемпионата. Увы, однако, не уверен, что у меня хватит времени и творческого импульса для этого начинания: этим летом передо мной стоит ряд насущных задач переводческо-литературного плана, требующих направить на них полноту доступных мне внимания и осознавания.

Короче говоря, внутренняя энергия моего сознания мобилизована на выполнение, прежде всего, именно этих задач. Тексты же, интегрально осмысляющие важнейшие мегасобытия, требуют больших временных, энергетических и интуитивных ресурсов. Так что пока ограничусь небольшим спонтанным очерком для соцсетей.

В принципе, чемпионаты мира, особенно по футболу, как и другие спортивные мегасобытия (такие как олимпиады), при созерцательно-рефлексивном к ним отношении можно назвать гиперобъектами. В мае или начале июня в заметке о неантропоморфности человеческого сознания я упоминал работу Гэйл Хочачки, посвящённую рассмотрению глобальных изменений климата как гиперобъекта — крайне комплексного объекта, познавательное ухватывание которого требует способности к принятию большого количества перспектив и весьма высокому уровню обобщения.

Пожалуй, чемпионат мира можно назвать гиперобъектом попроще, поскольку масштабы его потенциально не охватывают всю планетарную экосистему (хотя, несомненно, влияют на неё), однако у него есть свои особенности. Тогда как изменение климата или деградация планетарной экосистемы является скорее побочным, нежелательным результатом человеческой деятельности, чемпионат мира представляет собой комплексное, интенциональное коллективное творение, результат целенаправленной совместной человеческой деятельности.

Причём эта коллективная деятельность возникла не на пустом месте, а является результатом эволюционной традиции проведения чемпионатов мира. Традиции, складывавшейся десятилетиями. Футбольные чемпионаты мира проводятся раз в 4 года, и российский ЧМ был 21-м по счёту, то есть это мегасобытие с глубокой историей, своими легендами, притягивающее к себе внимание в течение почти века (первый официальный ЧМ прошёл в Уругвае в 1930 году). Целые поколения людей по всему миру так или иначе прошли через впечатления, сгенерированные этим международным событием.

Как гиперобъекты, футбол и чемпионаты мира (точнее, «кубки мира», world cups) по футболу вызывают широкие диапазоны «зрительских реакций» и интерпретаций, причём сами эти реакции-интерпретации являются не пассивным отражением действительности, а вносят нечто активное в процесс социокультурного конструирования миропространств, в которых мы живём.

В этом смысле Чемпионат мира 2018 и любой актуальный футбольный ЧМ представляет интерес не только для лиц, сугубо интересующихся спортивными достижениями в физическом мире. Это необычайно просторная платформа или арена для интерпретаций и активностей, сплетающая в себе экономические, культурные, социальные, философские, духовные, идеологические и даже политические аспекты (разумный принцип международной футбольной федерации FIFA о том, что футбол вне политики, есть разновидность конструктивной политики, расчищающей пространство для встречи, диалога и спортивного состязания людей, исходящих из самых разных социополитических, идеологических, религиозных, культурных фонов).

Помимо всего этого, футбол чемпионатов мира — это эссенция футбольного спорта, высший уровень мастерства, того самого феноменологического «зрелища», которое разворачивается в горизонте настоящего с непредсказуемым результатом. Две противостоящие друг другу национальные команды из одиннадцати человек, руководимые главным тренером и тренерским штабом, являются кристаллизацией интенций и процессов комплексных социальных (социокультурных) систем, которые они представляют. Это верхушка гигантского спортивного айсберга, представляющего ту или иную страну и её спортивную индустрию.


Стадион «Санкт-Петербург». Чемпионат мира по футболу 2018. Фото © Евгений Пустошкин

Футбол — самый популярный на планете Земля вид спорта. Не только около 3 млрд человек смотрят футбол, но и, вероятно, сходные количества людей в той или иной степени хотя бы раз играли в футбол. Ведь чтобы играть в футбол, достаточно лишь мяча и подобия ворот. Это праздник тела, души, чувств, противостояние воль и интеллектов (тренеров, игроков). Самые разные типологические сочетания встречаются на поле во взаимодействии и противостоянии, конкуренции и взаимопомощи. В пиковые моменты матча игроки испытывают глубокие состояния сознания, зачастую изменённые и духовные (я полагаю неслучайным то, что многие футболисты — люди верующие). Энергетика болельщиков, соучаствующих в победах и бедах команды на матчах высшего уровня, пронизывает игроков и тренерский штаб. В спорте высших достижений каждый твой шаг отслеживается, и ты несёшь огромную ответственность на своих плечах перед своей судьбой, перед близкими, перед командой, перед клубом, городом или страной, за которую выступаешь. Не каждый справляется с такой ответственностью. Психологическая и социокультурная сложность события для всех участвующих в нём попросту зашкаливает.

Всю эту многогранность мы имели возможность наблюдать на ЧМ 2018, прошедшем в России!

Мне удалось посмотреть трансляции почти всех игр и лично посетить исторический матч России против сборной Египта (3:1) в рамках группового этапа и матч 1/8 финала Швеция — Швейцария (1:0). На самом деле, во второй раз я пошёл на стадион не столько ради игры, сколько ради возможности вновь побывать в этом выдающемся архитектурном сооружении в атмосфере Чемпионата мира. Стадион «Санкт-Петербург» (также его называют «Зенит-Ареной») на Крестовском острове напоминает космолёт или летающую тарелку. Космичность стадиона неслучайна, ведь он построен по проекту, который предложил Кисё Курокава, знаменитый японский архитектор и мыслитель, создатель концепции «философия симбиоза». Отрывки из его книги я когда-то переводил, и мы их публиковали в «Эросе и Космосе». Вместе с небоскрёбом «Лахта-центр» вся эта часть города создаёт чувство инопланетного пейзажа.


Вид на «Лахта-центр» с Яхтенного моста. Фото © Евгений Пустошкин

Одна из наиболее впечатляющих особенностей футбольного мундиаля — приезд сотен тысяч (говорят — миллионов) болельщиков из стран, представляющих все населённые континенты планеты. Это мы увидели и в России. Причём в дни матчей болельщики, имеющие билеты на игру, могли воспользоваться общественным транспортом бесплатно, чтобы добраться до стадиона! Более того, я и сам воспользовался бесплатным поездом (специально выделенным для этого), чтобы добраться из Санкт-Петербурга в Москву после 1/8 финала.

На целый месяц страна погрузилась в карнавал и пространство общения с представителями разных культур и цивилизаций, собравшимися в России насладиться игрой лучших на данный момент сборных мира. По общему признанию, прошедший в нашей стране Чемпионат мира по футболу 2018 является лучшим в истории не только по интриге, но и по организации, вершинным достижением, поднявшим планку организации спортивных мегасобытий. Многие из приехавших болельщиков впоследствии наверняка ещё раз вернутся как туристы, чтобы насладиться Москвой, Петербургом, другими городами и историческими достопримечательностями страны (один знакомый австралиец так мне напрямую и сообщил).

Отдельно я хотел бы написать о национальной команде России, возглавляемой Станиславом Черчесовым. Перед ЧМ практически все относились к решениям главного тренера и перспективам сборной крайне скептически. В итоге же команда, считавшаяся многими (и мною в том числе) одной из самых слабых сборных по составу и игре за последние годы, продемонстрировала тактическую вариативность, адаптивность тактики под соперника, силу духа и волю, страсть и умение играть в футбол и побеждать таких грандов, как Испания. Почти что прошли в полуфинал, чуть не выиграв у Хорватии! Это невероятно!

В итоге сборная России считается теперь одной из сильнейших и ярчайших команд прошедшего чемпионата, а игроки и тренерский штаб вошли в историю. Легенды будут слагаться об этом чемпионате! Меня лично результат выступления сборной и процесс достижения этого результата вдохновляют ещё больше сил вкладывать в развитие своих профессиональных и личностных качеств, потому что блестящее выступление нашей команды, от которой ожидали только дурное, это ещё одно доказательство, сколь многого можно добиться, если приложить грамотные усилия в прагматически важных точках. Ничто однозначно не предопределено в историческом процессе!


Болельщики сборной Швейцарии перед матчем 1/8 финала со сборной Швеции. Фото © Евгений Пустошкин

Честно говоря, я хотел бы ещё вернуться к размышлениям о футболе и чемпионате мира как гиперобъектах — чрезвычайно сложных событиях-артефактах, созданных в результате совместных усилий многих тысяч людей, связанных с огромными финансовыми бюджетами и соприкосновением множества интересов. Редукционистские, то есть упрощающие, интерпретации подобных гиперообъектов всегда бьют мимо кассы, точнее мимо ворот. Вместе с тем глубинное синтетическое видение гиперобъектов само по себе может стать пиршеством мышления и цельного осознавания. Увы, дальнейшие письменные размышления на эту тему в условиях поста в соцсети затруднительны по указанным мною в самом начале причинам.

49 просмотров0 комментариев
bottom of page