В алмазном подходе А. Х. Алмааса используется образ огранённого алмаза — бриллианта, — обладающего множеством равноценных и равно важных граней. Эти грани — ваши собственные сущностные качества (постижение правды бытия, любовь, сущностные воля и сила, ваша уникальная индивидуальность, или «бесценная жемчужина», и т. д.), являющие глубинный потенциал вашей душевной жизни.
Вместе с этим огранённый алмаз чётко прорезает наносное и сияет лучезарной ясностью, порождающей подлинное понимание всего того, что настоящее в вас. Психологически работая над собой, вы получаете возможность постепенно принять, признать и сбросить наносное, открыться сущностному смыслу своей жизни, вашему уникальному предназначению в ней.
Алмаз-бриллиант вашей сущности, правды, жизненного смысла неотъемлемо и по праву вам дан (в качестве потенциала) с рождения. Чтобы этот алмаз мудрости начинал всё больше являть себя и сверкать своими гранями в вашем сознании и едином пространстве души и тела, необходимо идти по пути психологической и психодуховной «Работы». Причём под Работой понимается не какая-то отдельная система, а сам сущностный процесс самораскрытия и сознательного взросления.
Работа — процесс самоисследования, поддержания исследовательского и вопрошающего отношения к своему опыту: что я в настоящее мгновение испытываю, что переживаю, где на уровне тела, чувств, отношений, жизни в целом я это переживаю? Это развитие в себе способности присутствовать со своим опытом, с любознательностью и смиренномудрием сохранять открытость всему разворачивающемуся в вас, доверяя жизни и её глубинной мудрости.
Процесс такой психологической и созерцательной работы-самоисследования неизбежно требует равностного отношения и к кажущимся «благоприятным», «счастливым» состояниям и самоощущениям, и к кажущимся «неблагоприятным», «грустным», «дискомфортным» переживаниям. Необходимо равномерное сохранение присутствия в них, вопрошание в отношении их природы исходя из мягкой любознательности и искреннего стремления к знанию правды. Эта правда познаётся не умом, а сердцем, в непосредственном опыте соприсутствия с собой и другими в рамках индивидуальной и групповой работы.
В книге «Элементы настоящего в человеке» А. Х. Алмаас следующим образом описывает этот существенный аспект внутренней работы (присущий не только его алмазному подходу, но и вообще, по-видимому, характерный процессу самораскрытия человека безотносительно от конкретной используемой методики или парадигмы):
Ваши собственные трудности с вашими проблемами, ваши собственные действия по распутыванию своей личности — именно это делает Работу наиболее эффективной. Восприятие своих дефицитарностей [или ощущений недостаточности], не защита от дыры и отыгрывание защитных реакций, но видение, с чем вы отождествляетесь и позволение быть тому, что возникает в вас в этот момент, будет создавать необходимые трения, растапливающие омрачения до тех пор, пока в вас не остаётся лишь истинное. По мере того, как вы продолжаете усердствовать в этом, будут открываться новые способности и степени зрелости. Когда вы берёте ответственность за самих себя, когда вы по-настоящему сталкиваетесь с собой лицом к лицу и обнимаете себя, тогда вы действительно живёте. Такова реальность того, что у вас есть. Именно этим вы живёте. Именно этот вкус вы чувствуете. Именно это вы обоняете. Именно это вы осязаете. Именно это и есть реальность. (Elements of the Real in Man; пер. цитаты с англ.: Е. Пустошкин)
А. Х. Алмаас