top of page

Вертикальные стадии и их влияние на осмысление практики медитации



Исследователи развития выделяют ряд стадий вертикального развития сознания, каждая из которых может заниматься медитацией из своих побуждений. Стандартная прогрессия, если воспользоваться вариацией на Гебсера — Уилбера: • архаическая стадия, • магическая (стадия эмоционального слияния и идеи всемогущества субъект-объектной диады, с которой индивид неосознаваемо идентифицируется), • магико-мифическая, • мифическая (перенесение объекта всемогущества на Принцип или Высшую Силу и единственно верное восприятие реальности; свойственно отрицание «посюстороннего мира» во имя Высшей Цели), • мифико-рациональная, • рациональная (мироцентрическое видение, стремление к объективному и эмпирически проверяемому видению событий вне суеверий и догматизмов), • плюралистическая (видение множества систем воззрений в виде эклектики), • интегративная (видение множества иерархий актуализации и сопоставления различных систем) • и интегральная (глубинное и глобальное видение генеалогий возникновения систем воззрений, привычек психофизического аппарата, коллективных тенденций; вероятно, впервые по-настоящему сущностное постижение пустотности) • и т. д. Таким образом, разумеется, в данном смысле каждая из стадий (например, магическая и мифическая) отличается от остальных стадий, раскрывая перед субъектом своеобразный мир феноменологических объектов, не схожий с миром, открывающимся на более ранних или более поздних стадиях. Вместе с тем какие-то подходы к жизни, обнаруживаемые каждой из стадий развития сознания, вполне себе жизнеуместны для каких-то аспектов жизненных условий. Другое дело, что настоящие медитативно-созерцательные системы адекватно интерпретируются, по-видимому, лишь с рациональной стадии и выше (особенно в индо-буддийской парадигме).

52 просмотра0 комментариев
bottom of page