Посмотрели два прекрасных фильма. Во-первых, «Дюнкерк» Кристофера Нолана (того самого Нолана, который снял такие фильмы, как «Тёмный рыцарь», «Начало» и «Интерстеллар», а его брат Джонатан знаменит «Миром Дикого запада» и сценарием «Интерстеллара», работал он и над другими фильмами Кристофера).
Я помню удивительный фильм «Memento». Помню «Престиж». А теперь появляется и «Дюнкерк». Предельно реалистичное изображение крайне драматических событий. С глубиной. С фактурными личностями и неизвестными героями, где подвиг каждого отдельного человека сплетается в единую паутину событий, позволивших спасти триста тысяч людей. Сказать, в общем, особо нечего, это киноопыт для кинотеатра. Рад тому, что посвятил время жизни этому фильму. Вышли в молчании и были под впечатлением. Так мало я знаю об истории Второй мировой войны…
Во-вторых, новый фильм Люка Бессона (ранее порадовавшего нас фактически эволюционно-интегральным боевиком «Люси», а в девяностые вдохновившего не одного только меня «Пятым элементом») — «Валериан и город тысячи планет».
Тоже, в целом, хорошее впечатление оставил, — пусть Нолан и посерьёзнее, экзистенциальнее, цельнее и есть некоторые претензии к смысловой части. Первая половина фильма была практически идеальна. По-настоящему такой авангардный блокбастер, со множеством находок.
Но общее впечатление, увы, было чем-то смазано. Видно, что в сюжете и финальной интеграции кинопроизведения его авторы допустили какую-то не вполне понятную дисгармонию. Что-то пошло не вполне так, и цельный опыт нарушился. Что именно пошло не так — мне остаётся только гадать. (По-моему, к тому, как был представлен пафос развязки, можно предъявить претензии.)
Ну и конечно, весь фильм является удивительным примером путаницы доконвенциональных и постконвенциональных реалий (то, что Кен Уилбер называет до/над-заблуждением, pre/trans-fallacy). Это, в принципе, довольно частое явление для кино.
Однако всё равно: общее впечатление — весьма достойно! В фильме множество слоёв, явно присутствуют представители разных уровней сознания (если воспользоваться обозначениями из интегрального подхода: от красных властолюбивых бандитов до оранжевых государственников и предпринимателей, зелёных персонажей-плюралистов и бирюзово-индиговой цивилизации, когда-то жившей в пурпурном эдеме), а также проявления разных слоёв сознания у персонажей.
Главные герои (Валериан и Лорелин) вообще имеют классические признаки того, что Уилбер точно обозначил как плюралистическое мировоззрение, заражённое бумеритом — различными инфантильными и эгоцентричными побуждениями. При вырисовке мудрой цивилизации, как обычно, была смешана мудрость высоких стадий с романтизацией племенного образа жизни (то есть совершена классическая ошибка ретроромантизма), как это было когда-то в «Аватаре».
Как бы то ни было, кино многослойное, высвечивающее определённые моральные дилеммы, и приятно о нём размышлять уже после просмотра. К несчастью, у фильма не очень хорошие сборы в мире, так что вероятность сиквела, пожалуй, под угрозой. Что ж, фильм явно недооценён.
Но, может, с учётом столь многочисленных смешений доконвенциональных и постконвенциональных проявлений сознания, это-то и правильно. Очень хорошо было бы, чтобы Люк Бессон всё же научился более чётко видеть различие между уровнями-стадиями развития сознания и состояниями сознания; мне кажется в непонимании разницы между стадиями зрелости и состояниями присутствия кроется один из смысловых косяков произведения. Автор, разумеется, имеет право на своё мнение и свою версию будущего (футуристам, кстати, на заметку).
Но, но, но — фильм, в целом, достойный, если не придавать ему слишком серьёзное значение. Смотреть в кинотеатре хорошо, но в 3D не обязательно (разве что очень качественном).