top of page

Морис Метерлинк и божественный флюид: о «Разуме цветов»



Книга представляет собою собрание довольно коротких эссе. Открывается она «Разумом цветов» — рассуждениями Мориса Метерлинка о разумности эволюции на примере мира цветов. Метерлинк делится своими тончайшими, полными нюансов наблюдениями. Казалось бы тривиальная тема растений раскрывается с совершенно деликатной и необычайно обогащающей стороны.

Рассуждения Метерлинка о странных закономерностях вселенской эволюции являются вполне стоящими. Мне особенно понравилась его попытка сформулировать проявление эволюции как истечение духа, довольно близкое, как мне представляется, «идеалистическим» системам. Цитата:

«Не слишком безрассудно, кажется мне, утверждать, что нет существ более или менее разумных, но что существует всеобщий, разлитый повсюду разум, нечто вроде всемирного флюида, различно проникающего [во] все встречающиеся на его пути организмы, смотря по тому, являются ли они добрыми или дурными проводниками духа. Человек в таком случае являлся бы до сих пор на земле воплощением жизни, представляющим наименьшее сопротивление этому флюиду, который религии называли божественным. Наши нервы являлись бы проволокой, по которой распространялось бы это наиболее тонкое электричество. Извилины нашего мозга образовывали бы в некотором роде индуктивную катушку, увеличивающую силу тока, но самый ток являлся бы одинаковым по природе и вытекал бы из того же источника, как и тот, который проходит через камень, через звезду, через цветок или животное» (с. 100).

На следующей странице Метерлинк добавляет, что «цветы дают нам право с большой уверенностью предположить, что дух, исходящий из них и оживляющий все предметы, тожественен по существу с духом, оживляющим наше тело».


Морис Метерлинк

Подобное воззрение является попыткой дать читателю противоядие от «обескачественной» вселенной, лишённой смыслов и глубины, вселенной, разочарование в которой нам внушили позитивистские идеалы и разросшийся малообоснованный нигилизм. В книге Метерлинк в некоторых местах говорит напрямую об этом. Например:

«Решимость людей не имеет пределов. Они готовы отречься от всех прав, которые казались им исключительными, отказаться от всех мечтаний и надежд на счастье, подобно тому как многие из них отказались уже, не впадая в отчаяние, от надежд на загробную жизнь. Они заранее согласны созерцать чередование поколений без цели, без призвания, без горизонтов, без будущего, если такова непреклонная воля жизни. В этом согласии души на принятие жизни, какова она есть, в последний раз скажутся сила и гордость нашей совести. Но прежде чем прийти к такому концу и столь печально отречься от своих надежд, мы вправе требовать доказательств, а до сих пор все такие доказательства обращаются против тех, кто их приводит. Во всяком случае, ничто ещё не решено. Мы всё ещё находится в ожидании. Странно ошибаются те, кто уверяет, что прежний нравственный идеал должен исчезнуть, потому что религия исчезает. Не религии создали этот идеал, скорее, наоборот, он сам дал начало религии. Пусть религии измельчали или иссякли, но не исчезли их родники, которые ищут другого направления» (с. 171–172).


Морис Метерлинк, «Разум цветов»

Помимо «Разума цветов» в книге содержатся эссе на другие, не цветочные (за исключением ещё «Ароматов», продолжающих флористические изыскания), темы. Перевод превосходный, чтение доставило мне эстетическое удовольствие, хотя не могу сказать, что мировоззрение Метерлинка, отражаемое в книге, во всём совпадает с моим. С его романтизацией революционных изменений невозможно согласиться; однако сам он не мог предугадать, к каким ужасающе кровавым последствиям приведут великие социальные эксперименты двадцатого века. Здесь я, скорее, склоняюсь к консервативному взгляду, требующему поступательно эволюционных реформ с сохранением достигнутых ценностей, как более реалистичному и гуманному.

В целом, много приятных моментов; наслаждаешься книгой как произведением искусства, сотворённым тонко чувствующим и предчувствующим человеком, известным драматургом и интересным мыслителем.

85 просмотров0 комментариев
bottom of page