Повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Попытка к бегству» мне показалась примечательной. В ней обыгрывается ситуация столкновения высокоразвитой цивилизации с цивилизацией намного более низкого эволюционного уровня. (Также в ней присутствует и иррациональный, внелогический компонент концовки, тоже являющийся приятным «дизруптивным» элементом.)
Авторы опирались, по-видимому, на марксистские положения об эволюционных этапах общественного строя или уклада и технико-экономических способов производства. Однако существуют также модели эволюции и развития сознания (как индивидуального, так и коллективного), описываемые Жаном Гебсером, Кеном Уилбером, Клэром Грейвзом, Юргеном Хабермасом, Лёвинджер/Кук-Гройтер и другими.
По-моему, повесть служит прекрасным примерном возможного столкновения развитого рационального мышления (с чувствительными плюралистическими компонентами), руководствующегося высокими идеалами и возможностями высокотехнологичной цивилизации развитого коммунизма (как это выражено в тексте по факту, скорее оранжевый уровень по спиральной динамике — обобщённой модели, основанной на трудах Грейвза; рациональное мировоззрение по Гебсеру и рациональное эго по Уилберу, возможно с плюралистическими вкраплениями), с представителями цивилизации, которая находится, как минимум, на 2–3 уровня ниже в стадии своего развития — то есть на стадии магико-мифического (красного) мировоззрения, исключительно руководствующегося властью силы и динамикой господ и рабов.
Показан межуровневый конфликт и огромная трудность в установлении коммуникации (и невозможность её вести на равных). Конечно же, повесть отражает какие-то аспекты советской истории с её «коммунизацией» и «социализацией», концлагерями и проч., когда идеалы высоких стадий сознания воплощались в обществе, не готовом к такому грандиозному скачку через уровни сознания.
Спиральная динамика
В тексте присутствуют пригорошни интересных концепций и подступов, например описание биоэнергетической медицины (психохирургия) и идеи биоблокады в высокоразвитой цивилизации XXII века. Проникают в повесть и сновидные компоненты (необъяснимый скачок во времени), да и сама она может рассматриваться как сновидческое отражение трудных реалий двадцатого века и более широкой истории человечества.